Рубрика: Первая полоса

Империя без зла

Вслед за британским крахом Руперту Мердоку грозит и американский
Скандал с прослушкой привел к отставке главы Скотланд-Ярда

Скандал с прослушкой привел к отставке главы Скотланд-Ярда

Медиаимперия Руперта Мердока

Медиаимперия Руперта Мердока

Скандал вокруг нечистоплотности таблоида News of the World грозит уничтожить вторую по величине медиаимперию в мире. News Corporation Руперта Мердока стремительно теряет свой главный европейский оплот — Великобританию. Из-за скандала уволился глава Скотланд-Ярда сэр Пол Стивенсон, британский премьер Дэвид Кэмерон объявил экстренное заседание парламента, а полиция начала допрашивать влиятельных британских журналистов.
 

Скандал вокруг нечистоплотности таблоида News of the World грозит уничтожить вторую по величине медиаимперию в мире. News Corporation Руперта Мердока стремительно теряет свой главный европейский оплот — Великобританию. Из-за скандала уволился глава Скотланд-Ярда сэр Пол Стивенсон, британский премьер Дэвид Кэмерон объявил экстренное заседание парламента, а полиция начала допрашивать влиятельных британских журналистов.

Как заявил в интервью газете The Observer глава оппозиционной Лейбористской партии Великобритании Эд Милибенд, Мердок представляет опасность для общества и «его империю стоит развалить». Дело в том, что, ворвавшись на британский медиарынок в конце 1960-х и постепенно расширяя свое присутствие на нем, Руперт Мердок стал не просто бизнесменом, а вершителем политики страны. «Эта ситуация кажется мне нездоровой, потому что такая власть в руках одного человека очевидно привела к злоупотреблениям внутри его компании News Corporation,— заявил Милибенд.— Если вы хотите минимизировать злоупотребления властью, то такая концентрация власти, говоря прямо, должна считаться просто опасной».

На прошлой неделе просьбу расследовать политику таблоида направил в ФБР Питер Кинг, конгрессмен-республиканец от штата Нью-Йорк.

В 2006 году News of the World впервые столкнулась с обвинениями в перехвате телефонных разговоров представителей британской монархии. Однако в этом июле выяснилось, что газета грубейшим образом вторгалась в частную жизнь и простых британцев. Сотрудники газеты подкупали полицейских и частных детективов, которые подслушивали телефонные разговоры военнослужащих в Ираке и Афганистане, взламывали мобильные телефоны жертв убийств и терактов, чтобы получить сенсационные детали. Еще в 2006 году Мердок лично звонил тогдашнему премьер-министру страны Гордону Брауну и настоятельно просил спустить скандал на тормозах. Политик отказался, поскольку знал, что News of the World прослушивала и его телефон на заре карьеры.

После того как скандал принял национальный масштаб, лейбористы и правящие консерваторы продемонстрировали неожиданное единство по вопросу реформы медиарынка. Консерватор Ник Клегг, заместитель премьер-министра страны, на прошлой неделе выступил с предложением, которое практически копирует инициативу главы лейбористов Милибенда. Политики предлагают законодательно запретить любому бизнесмену контролировать более 20% газетного, телевизионного или радийного рынка.

Даже после того, как 10 июля в результате скандала Мердок был вынужден закрыть News of the World, его холдинг News Corporation продолжает владеть таблоидом The Sun и умеренно-консервативным изданием The Times. Это составляет более 20% рынка печатных изданий Великобритании. Также компания Мердока контролирует 39% акций британского телеканала Sky News.

Кроме того, в ближайшее время Мердок планировал запустить воскресное приложение к The Sun под названием The Sun on Sunday. По информации ряда британских изданий, в приложении будет трудиться часть только что уволенного коллектива News of the World.

Тайные встречи

Мердок прошел долгий путь для того, чтобы достичь таких высот. Газетный бизнес он получил в наследство от своего отца Кита Мердока, владельца австралийского издательского дома News Limited. После его смерти в 1953 году энергичный Руперт в возрасте 21 года возглавил издательство и решил расширить его.

Газета News of the World стала первым британским приобретением Мердока. Уже тогда она считалась желтым изданием для рабочего класса. В1969 году бизнесмен выкупил другое британское издание— The Sun. Его он также перевел в формат таблоида, который вскоре стал самым популярным в стране.

В 1981 году Мердок купил The Times с его воскресным приложением у канадского бизнесмена Кеннета Томпсона. Появление нового владельца сразу привело к скандалу. Мердок уволил большое число сотрудников типографии The Times, частично переведя печатный процесс на компьютеры. Эта мера существенно снизила расходы издания и вызвала возмущение британского профсоюза печатников. The Times, влиятельная газета, славная своей высококачественной журналистикой, стала важным рычагом давления Мердока на политику страны.

В 1980-е годы все принадлежащие бизнесмену издания стали поддерживать курс правящей Консервативной партии во главе с Маргарет Тэтчер. The Sun даже писала, что именно ее публикации гарантировали победу партии на выборах 1992 года.

Однако после того как у власти обосновались лейбористы, Мердок поменял политику и начал поддерживать их. Пик политического влияния бизнесмена пришелся на конец 1990-х. Тогда Мердок сблизился с главой лейбористов Тони Блэром, который стал премьером Великобритании в 1997 году. В2006 году еженедельник The Observer сообщил о том, что Блэр регулярно встречается с Мердоком, чтобы обсудить политику страны.

СМИ стало известно, что влияние бизнесмена позволило ему фактически самолично решать главные проблемы Великобритании. Например, после прихода к власти Тони Блэр намеревался вынести вопрос о вхождении Великобритании в зону евро на национальный референдум. Однако, обсудив этот вопрос с Мердоком, скептически относившимся к единой европейской валюте, Блэр отказался от этой идеи. Вэто же время глава News Corporation требовал от британских политиков лояльности по отношению к его бизнесу, который мог серьезно повлиять на настроение электората.

После ухода Блэра с британской политической арены в 2007 году Мердок продолжал сохранять хорошие отношения с новым премьером-лейбористом Гордоном Брауном. Впрочем, уже тогда влияние Мердока начало уменьшаться. Начался скандал с News of the World. Гордон Браун и его лейбористы на фоне экономического кризиса начали терять рейтинг. Мердок решил вновь сблизиться с консерваторами, в частности с их лидером Дэвидом Кэмероном. В2007 году бывший главный редактор News of the World Энди Коулсон стал главой пресс-службы Консервативной партии.

В конце 2000-х и Браун, и Кэмерон неоднократно совершали личные визиты в американские резиденции Мердока. Сам бизнесмен не скрывал, что затрудняется выбрать, кого из них поддерживать на парламентских выборах 2010 года.

На пути в Америку

Скандал с News of the World привел к тому, что поддержка Мердока, которая последние десять лет в Великобритании считалась гарантом политического успеха, внезапно обесценилась. «Теперь ни один британский политик не захочет иметь ничего общего с Мердоком,— заявил «МН» доктор Тим Лойниг, главный экономист лондонского аналитического агентства Centre Forum.— Раньше он был одной из крупнейших политических фигур Великобритании, но теперь от его влияния не осталось практически ничего. Британские политики продолжат встречаться с ним, однако неформальных бесед с Мердоком больше не будет».

О том, что 80-летний Мердок потерял все свое британское влияние, СМИ начали говорить после ареста в минувшее воскресенье Ребекки Брукс, главы издательского дома News International, которая во многом определяла политику News of the World. Брукс была протеже Руперта Мердока, о которой он всегда отзывался как о блестящем профессионале. Медиамагнат заявлял СМИ, что сделает все, чтобы Брукс никак не затронул скандал.

Однако общественное возмущение, которое росло в Великобритании с начала июля, заставило Брукс принять решение об уходе. «Я чувствую глубокую ответственность за всех, кому издание сделало больно»,— гласил текст ее заявления для СМИ. Брукс арестовали по подозрению в организации сговора News of the World по вторжению в частную жизнь, но выпустили под залог через 12 часов.

«Трудно сказать, разрушена ли британская империя Мердока окончательно. Однако в ближайшие годы бизнесмену будет весьма затруднительно вернуться на рынок Соединенного Королевства,— заявил «МН» Тим Лойниг.— Это сильно меняет баланс сил британских таблоидов. Например, The Sunday Mirror счастлива, поскольку ее главный конкурент News of the World просто перестал существовать».

По мнению собеседника «МН», для News Corporation Мердока потеря британского рынка нельзя назвать катастрофой: большинство доходов приносят ему компании в США и Австралии. Общий ежегодный доход News Corporation составляет 38,7 млрд. Все британские газеты Мердока приносят ему 1,6 млрд, телеканал Sky News— примерно 4,6 млрд.

Однако скандал может дойти и до американской части империи магната. Появились подозрения, что журналисты News of the World не ограничивались прослушкой британских мобильных и пытались взломать мобильные телефоны жертв нью-йоркских терактов 11 сентября 2001 года. Питер Кинг, конгрессмен-республиканец от штата Нью-Йорк, направил в ФБР просьбу расследовать политику таблоида. «Если кто-то пытался получить доступ к телефонам погибших и родственников жертв в то трагическое время, то это просто отвратительно»,— сказал Кинг журналистам. Пресс-служба ФБР заявила, что следователи уже рассматривают просьбу конгрессмена о начале расследования.

Как заявил американскому телеканалу MSNBC Эрил Болерт, старший научный сотрудник независимого американского аналитического агентства Media Matters, обвинений, с которыми столкнулся Мердок в Великобритании, уже достаточно для того, чтобы расследование деятельности News Corporation началось и в США.

«News Corporation— американская компания,— заявил эксперт.— Принадлежащее ей издание News of the World, как мы знаем, подкупало полицию для получения личной информации, что запрещено американским законом. Руперт Мердок— гражданин США. Уже на этом основании их вполне могут обязать явиться на суд в США. При этом мы еще не говорили об обвинениях, выдвинутых против Мердока в связи с терактами 11 сентября».

ТЕГИ: СМИ