Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин представил долгосрочный прогноз развития России. Он не согласен с экспертами, сулящими новый кризис в ближайшие два-три года. Опасность в другом: ущербность политической системы приведет к необратимой деградации экономики через несколько десятилетий.
Участвующий в работе над новой «Стратегией-2020» Евгений Ясин решил заглянуть в более далекое будущее. Вчера он презентовал доклад «Сценарии развития России на долгосрочную перспективу». В отличие от «Стратегии», которая пишется по заказу правительства, доклад — академическая работа, что позволяет автору быть более резким в оценках, в том числе и по поводу политической системы. «Мои взгляды не укладываются в официальное русло, и это проблема», — указывает Ясин.
Как следует из объемного документа, Ясин не верит в «кризис завтра»: два-три года экономике страны ничего не угрожает. Цены на нефть не опустятся ниже $80–100 за баррель, их падение до $60 «возможно с вероятностью 5%». Другие внешние потрясения вроде дефолта Греции, конечно, окажут воздействие, но Ясин уповает на то, что львиную долю населения страны оно не затронет.
Но ученый не оптимист, напротив, он не видит возможностей для серьезной модернизации экономики, так что к 2050 году Россия может «доползти до катастрофы». Самый пессимистичный вариант предполагает, что через 40 лет подушевой ВВП в России будет на 10% ниже, чем сейчас, — у такой страны не будет никаких шансов догнать лидеров развития. Модернизацию могла бы толкнуть вперед только масштабная политическая реформа, потому что демократия порождает конкуренцию, а конкуренция заставляет производителей обновляться. Но политических перемен ждать не приходится, и Ясин объясняет почему. Рейтинг Путина, по последним опросам «Левада-центра», — 68%, Медведева — 63%, в парадигме «дефектной демократии» (так Ясин обозначает нашу политическую систему) оба — легитимные правители, поскольку с такими рейтингами выборы не нужно фальсифицировать. Перемен ждет «ничтожная прослойка либеральной интеллигенции», а народ все устраивает, поэтому перемен и не будет.
Необходимость модернизации понимают и власти, вопрос в том, что они под этим подразумевают. Сейчас реализуется и будет реализовываться «модернизация сверху», но этот сценарий не имеет перспектив. Ясин жестко раскритиковал гигантские оборонные траты, несогласие с которыми стало причиной отставки министра финансов Алексея Кудрина: «Если они хотят заставить заводы на 20 трлн руб. изготовить современного вооружения, так это позавчерашний день». Обновляться нельзя заставить — ни за бюджетные деньги, ни за средства, принудительно изъятые у госкомпаний. Этого должен пожелать сам бизнес. «Модернизация сверху» обернется дальнейшей растратой средств, ярким примером чего Ясин считает игры с пенсионерами. «Путин в 2010 году выбросил деньги на повышение пенсий, — говорит экономист. — Ответственные люди на его месте создали бы институты, которые позволяют получать новые деньги, например пенсионные эндаументы (целевые фонды)». Вместо этого пенсионная реформа стоит, реформа образования тоже.
Лучшее из возможного — постепенное вовлечение народа в демократию, что медленно изменит политическую систему, верит Ясин. Тогда «модернизация сверху» постепенно трансформируется в «модернизацию снизу». Пока из подобных мероприятий налицо только внедрение ЕГЭ, сюда же можно отнести дискуссии об отмене плоской шкалы подоходного налога и повышении налога на имущество. Эти темы заставляют широкие массы дискутировать, спорить, интересоваться жизнью вокруг. Если такая стихийная модернизация наберет силу, то к 2050 году Россия со средними темпами роста 4% в год, может все же остаться в числе развитых стран.
У Ясина накопилось много советов руководству страны (обуздав инфляцию, оживить ипотеку, поднять сельское хозяйство, легализовав ГМО), но главный — «просто взять и выполнить план Грефа 2000 года». Документ не устарел, считает Ясин. Причем он частично исполнен: по оценке самого Грефа — на 35%, по оценке Ясина — «процентов на 15». Напомним, что стратегия, подготовленная Центром стратегических разработок, была рассчитана до 2010 года и предусматривала широчайший набор реформационных мер. Сам Герман Греф в прошлом году признавался, что «начинать надо было с реформы власти». Но теперь на все это требуется, «будем реалистами, 30–40 лет», резюмирует Ясин.
Не все экономисты считают, что ближайшее будущее будет спокойным. Так, в начале недели эксперт Центра развития Максим Петроневич прогнозировал серьезный кризис уже в следующем году — из-за снижения цен на нефть и девальвации рубля. «Есть в России люди, которые не заметят дефолта Греции, — это беднейшие граждане, которые покупают товары на местных рынках», — говорит Андрей Чернявский из Центра развития. «Но уже девальвация рубля коснется миллионов, а снижение соцпрограмм — десятков миллионов», — добавляет он.
Также в разделе

Отдал себе отчет
Глава ФАС Игорь Артемьев подвел итоги как перед отставкой- Контекст

