7 сентября правительство одобрило законопроект, который, по мнению Владимира Путина, позволит удвоить дорожное строительство в России. Фирмы, выигравшие конкурс на строительство, обяжут в течение десяти, а то и 30 лет обслуживать и ремонтировать то, что построили. Эксперты считают, что идея хорошая, главное — найти достаточное число компаний, готовых работать на таких условиях.
Поправки в закон о концессиях и ряд других законов разработал Минтранс по данному еще в прошлом году поручению президента. Суть поправок — введение в закон понятия долгосрочных контрактов на выполнение работ с длительным производственным циклом. Строители называют их контрактами «жизненного цикла». Они будут действовать для компаний, построивших дорогу на условиях концессии. Сдав объект, компания должна будет еще и эксплуатировать его в течение в среднем 30 лет. Срок жизни дороги может колебаться от десяти до 50 лет.
Но механизм будет работать только для дорог, построенных на условиях концессии. Как следует из пояснительной записки к законопроекту (есть в распоряжении «МН»), инвестор будет отвечать за текущий и капитальный ремонт, а также за содержание дорожного полотна.
Государство компенсирует расходы на строительство, но платить будет не сразу, а равными долями в течение всего срока эксплуатации. В международной практике такой механизм получил название «платеж на эксплуатационную готовность». Концессионер заинтересован в экономии, ведь расходы на ремонт лягут на его плечи.
В пресс-службе Минтранса рассказали, что применение такого механизма распространено в Финляндии, Австрии, Швеции и других европейских странах. Долгосрочные контракты применяются не только в дорожном строительстве, но эта отрасль на первом месте. В России уже реализуются «пилотные» концессионные соглашения на федеральном (дороги Москва — Санкт-Петербург, обход г. Одинцово) и региональном уровнях (Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, аэропорт Пулково). Но инвесторы регулярно жалуются, что концессионное законодательство крайне усложнено, каждый проект согласовывается по нескольку лет.
Разработчики законопроекта уверены, что новая форма контракта решит проблему качества и стоимости дорог. Подрядчик будет заинтересован сдать в эксплуатацию добротную дорогу, чтобы несколько лет не заниматься дорогостоящим ремонтом за собственный счет. Снижение неоправданно высоких цен на строительство автодорог в России по сравнению с зарубежными аналогами должно произойти автоматически, поскольку теперь подрядчик будет распоряжаться собственными деньгами.
Аналитик компании «Санета» Александр Филимонов считает, что законопроект является базой, но главное — детали, которые будут понятны из решений правительства в развитие закона. Речь идет о регламентах приемки готового объекта, а главное — базовых тарифах стоимости одного километра. Они будут зависеть от разных условий эксплуатации. Например, в Карелии, где большая амплитуда колебаний температур, трасса «проживет» десять лет, а в центральном, более спокойном регионе — 30–40 лет. Филимонов отмечает, что все это надо учитывать при заключении контрактов в будущем. По мнению эксперта, на фоне повышения качества строительства цена упадет в два раза. «У нас сегодня около 18 способов воровства на одном только песке, — возмущается Филимонов. — Теперь воровать будет невыгодно».
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что ключевой является проблема качества дорог, а не борьбы с воровством. Подрядчик действительно будет заинтересован построить качественно, но это не уменьшит затраты, а увеличит. «Нужно будет потратить чуть больше вначале, чтобы не тратиться потом, — говорит Блинкин. — Это же простой хозрасчетный маневр». В реализации закона эксперт видит несколько трудностей. Мало кто готов в России брать на себя столь долгосрочные обязательства, а во-вторых, очень мало в России подрядчиков, способных технически исполнить разные работы по строительству и по ремонту. «Надо будет существенно переформатировать наших строителей», — говорит Блинкин.
С экспертом согласен коммерческий директор строительной компании «Дортрансстрой» Виктор Чебаков. «Идея привязать строителей к ответственности за свою работу хорошая, но вот как она будет реализована на практике, непонятно», — сомневается Чебаков. По его мнению, качество дорог зависит во многом от качества материалов. «Наш битум — основной дорожный строительный материал — на порядок хуже зарубежного, — говорит он. — Если бороться за качество, то нужно модернизировать производство, что крайне дорого».
Также в разделе

Отдал себе отчет
Глава ФАС Игорь Артемьев подвел итоги как перед отставкой- Контекст

