Налоги вместо долгов

Лидеры крупнейших экономик Европы не готовы на новые жертвы ради евро
Спекулянтам не понравились антикризисные рецепты Меркель и Саркози

Спекулянтам не понравились антикризисные рецепты Меркель и Саркози

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози разочаровали инвесторов и глав государств европейской периферии. Вместо мер финансовой поддержки Меркель и Саркози предложили ввести дополнительные налоги и создать еще один общий госорган ЕС — фактически экономическое правительство. Европейские лидеры продолжают предлагать полумеры в ответ на долговые проблемы ЕС — таков был вердикт рынков, хотя экономисты более сдержанны в комментариях.
 

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози разочаровали инвесторов и глав государств европейской периферии. Вместо мер финансовой поддержки Меркель и Саркози предложили ввести дополнительные налоги и создать еще один общий госорган ЕС — фактически экономическое правительство. Европейские лидеры продолжают предлагать полумеры в ответ на долговые проблемы ЕС — таков был вердикт рынков, хотя экономисты более сдержанны в комментариях.

Вчера экономисты и рыночные игроки обсуждали итоги встречи Ангелы Меркель и Николя Саркози, на которую возлагались большие надежды. Лидеры двух крупнейших экономик ЕС должны были договориться о том, как спасать еврозону.

Обнародованный после саммита план можно, по сути, свести к следующему: спасти евро поможет не новая финансовая помощь аутсайдерам, а более глубокая интеграция. Начать надо с поправок в конституции всех 17 стран, входящих в еврозону, которые гарантировали бы сбалансированность бюджета. Это планируется сделать к середине 2012 года.

Еще одной мерой должен стать общий налог на финансовые операции для всех стран — участниц зоны евро. Сторонники такого шага считают, что это ограничит биржевые спекуляции и поможет стабилизации рынков. Будет гармонизирована и система корпоративного налогообложения между Германией и Францией.

Контроль над государственными финансами и денежной политикой еврозоны должен осуществляться общим экономическим правительством. Этот орган будет состоять из членов правительств стран ЕС, а возглавить его предложено председателю Европейского совета Херману Ван Ромпею. В среду Меркель и Саркози прислали Ван Ромпею официальное письмо. В нем говорится, что новый орган поможет скоординировать усилия в борьбе с долговым кризисом. Между тем европейские министры финансов и так регулярно встречаются в рамках Еврогруппы, возглавляемой люксембургским премьером Жан-Клодом Юнкером.

Юнкер был одним из основных лоббистов иной антикризисной политики — введения общих для еврозоны облигаций. Фактически любая страна ЕС, например погрязшая в долгах Греция, могла бы занять на рынках под гарантии всех стран еврозоны. Эту идею многие считали основным путем к европейской интеграции и спасению экономики ЕС.

Но Германия, которая и так играет роль главного донора в еврозоне, отказалась от такого подхода — это было зафиксировано в ходе саммита. «Еврооблигации можно представить себе когда-нибудь, но в конце процесса европейской интеграции, не в начале», — поддержал немецкую позицию французский президент. Для Германии и некоторых других стран, говорится во вчерашнем докладе немецкого института Ifo, введение еврооблигаций обернется потерями по будущим кредитам — ежегодно стране придется выплачивать €47 млрд по всем новым платежам, подсчитали в институте.

Инвесторы ждали от встречи двух лидеров и другого решения — об увеличении Фонда европейской финансовой стабильности (European Financial Stability Fund — EFSF). Сейчас его объем €440 млрд, а основным донором является Германия. EFSF может помогать задолжавшим странам двумя основными способами. Во-первых, он может занимать под собственные гарантии — стоимость подобных займов для стран с большим долгом снижается в несколько раз. Во-вторых, он может скупать облигации европейских стран, которые не пользуются спросом у других инвесторов. Но на увеличение фонда Меркель и Саркози также не пошли.

Президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и европейский комиссар по финансам Олли Рен в совместном заявлении поддержали все предложения Меркель и Саркози. Но министр финансов Австрии Мария Фектер выразила сомнения в том, что меры, предложенные на встрече, достижимы. А директор МВФ Кристин Лагард в своем комментарии предостерегла лидеров: введение дополнительных налогов и мер экономии не должно затормозить рост мировой экономики.

Вслед за встречей Меркель и Саркози последовала негативная, хотя и не паническая реакция фондовых бирж. «Рынки всегда хотят денег, сейчас они ожидали много дешевой ликвидности», — объяснил главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков реакцию инвесторов. Решение Меркель и Саркози представляется экономисту совершенно ожидаемым и логичным. «Идет сложный закулисный переговорный процесс, некоторые страны ЕС фактически пытаются заставить других решать свои проблемы», — пояснил эксперт. По сути, Меркель и Саркози предложили европейским лидерам сделку: вы лишаетесь части своего политического суверенитета, хотя бы в области бюджетной политики, а мы даем вам средства, либо вы сами проводите бюджетные реформы.

Выпуск евробондов или расширение EFSF фактически должна оплатить Германия, и так постоянно субсидирующая европейскую экономику, добавляет Гавриленков. Подобные меры фактически бесполезны без приведения финансов стран ЕС в порядок — через какое-то время фонды придется вновь наполнять.

Очевидно, что какая-то польза от решения Меркель и Саркози будет, однако такие меры не решают ни одну из насущных проблем, указали вчера аналитики «ВТБ Капитала» Алексей Заботкин, Андрей Амелин и Сергей Галкин в своем обзоре. Кроме того, предложенный налог на финансовые сделки в еврозоне вряд ли поможет рынкам, он только увеличит налоговую нагрузку на экономику и ударит по самому слабому ее звену — финансовой системе.