Контекст
«Роснефть» и ВР называли 16 мая крайним сроком для закрытия стратегической сделки по обмену акциями и созданию СП для разработки нефтяных месторождений на арктическом шельфе. Cегодня «Роснефть» должна объявить о своих действиях с учетом вердикта Стокгольмского арбитражного суда. Он постановил, что ВР и «Роснефть» могут обменяться акциями только в случае, если в проект по освоению шельфа будет включена ТНК-ВР.
В январе «Роснефть» и ВР заявили о стратегическом партнерстве на Арктическом шельфе. Соглашение продвигал вице-премьер Игорь Сечин, а одобрил его премьер Владимир Путин. В соответствии с проектом документа, «Роснефти» в создаваемом СП должно принадлежать 66,67%, а BP — 33,33%. При этом российская компания должна была получить 5% акций BP, отдав взамен 9,5% своих бумаг. Обмен эксперты называли равноценным: каждый пакет акций оценивался в $7,8 млрд.
Однако против сделки выступили российские акционеры ТНК?ВР. Консорциум «Альфа»-Access-«Ренова» (ААR) заявил, что эти договоренности противоречат его акционерному соглашению с ВР, по которому все проекты на территории России и Украины должны реализовываться через ТНК-ВР. Получив отказ от ВР и «Роснефти», ААR обратился в суд, который вынес решение в его пользу.
Существует несколько вариантов развития событий. Cогласно первому, ВР выкупает долю ААR в ТНК-ВР. Совладелец ААR Виктор Вексельберг говорил, что такой сценарий не исключен, если доля российских акционеров в ТНК-ВР будет адекватно оценена. В СМИ фигурировала сумма в $30–40 млрд. Эксперты считают ее нереальной: вся компания оценивается в $46 млрд.
По второму варианту «Роснефть» и ВР могут отказаться от стратегического партнерства в формате обсуждаемой сделки. Эксперты не считают вероятной и эту версию. Глава ВР Роберт Дадли в прошлую пятницу выразил уверенность, что сделка будет заключена, а министр энергетики Сергей Шматко еще раз подтвердил заинтересованность в ней российского правительства.
Согласно третьему варианту, «Роснефть» согласится включить в проект по освоению арктического шельфа ТНК-ВР вместо британской ВР. Это вполне возможный вариант. Правда, эксперты не верят, что ААR заинтересован в разработке шельфа. Между тем Стэн Половец, глава консорциума, после решения Стокгольмского арбитражного суда заявил, что оно «откроет двери для привлечения первоклассных технологий и специалистов из ВР для разработки шельфовых месторождений в России».
«Российские акционеры ТНК-ВР во всей этой истории преследовали только одну цель — получить от сделки «Роснефти» и ВР как можно больший куш», — уверен аналитик компании «Брокеркредитсервис» Андрей Полищук.
Вполне вероятно, по его мнению, что AАR в обмен на согласие не мешать сделке по обмену акциями между ВР и «Роснефтью» попросит допуска для ТНК-ВР к зарубежным активам британцев, осознав, что запросил слишком много за долю в совместном предприятии.
Ведь именно из-за зарубежных проектов в 2008 году в ТНК-BP разразился акционерный скандал. Российские акционеры настаивали на зарубежной экспансии, британские же отмечали, что справятся за пределами России и без них. Участвовать в долгосрочном арктическом проекте, да к тому же оплачивать ранний этап геологоразведки для ААR нерезонно. «На первоначальном этапе инвестиции СП в проект составят $2 млрд. Добыча же, если и начнется, то только лет через двадцать», — поясняет Андрей Полищук.
Аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров также считает, что «Роснефть» может согласиться на решение стокгольмского суда. Компания потратила слишком много сил, чтобы в итоге отказаться от соглашения. Однако, по его словам, ни у кого нет сомнений, что на этапе геологоразведывательных работ будут задействованы технологии и специалисты ВР, а не ТНК-ВР. Нестеров при этом не готов прогнозировать, какой может быть конфигурация трехстороннего соглашения.
Наконец, нельзя исключать еще один вариант развития событий: «Роснефть» и ВР могут еще раз перенести дату завершения сделки, чтобы продолжить переговоры с ААR. Они называли 16 мая крайним сроком, но суд их к нему не приговаривал. ВР после аварии в Мексиканском заливе весьма заинтересована в новых перспективных проектах, а для «Роснефти» стратегически важен обмен акциями с одной из крупнейших мировых корпораций. «Не могу комментировать сроки, но я уверен, что мы заключим сделку рано или поздно», — заявил Роберт Дадли в прошлую пятницу.
Также в разделе

Отдал себе отчет
Глава ФАС Игорь Артемьев подвел итоги как перед отставкой- Контекст


