Рубрика: Страна

Чиновничий фронт

Большинство беспартийных, которые станут депутатами по линии ОНФ, оказались людьми из власти

Надежды обновить Госдуму за счет беспартийных «фронтовиков» не оправдались. «МН» изучили предвыборные списки единороссов и обнаружили, что большинство беспартийных — это чиновники и общественники, близкие к власти. Кроме них реальные шансы стать депутатами получили несколько рабочих, актеров и учителей. Механизм «Народного фронта» эксперты готовы назвать социальным лифтом лишь с большой натяжкой.<...
 

Надежды обновить Госдуму за счет беспартийных «фронтовиков» не оправдались. «МН» изучили предвыборные списки единороссов и обнаружили, что большинство беспартийных — это чиновники и общественники, близкие к власти. Кроме них реальные шансы стать депутатами получили несколько рабочих, актеров и учителей. Механизм «Народного фронта» эксперты готовы назвать социальным лифтом лишь с большой натяжкой.

Кто пройдет

Создавая полгода назад, в мае 2011-го, «Общероссийский народный фронт» (ОНФ), премьер-министр Владимир Путин объяснял смысл затеи так: «Единая Россия» нуждается и в притоке свежих идей и в притоке новых лиц». По сути, «Фронт» должен был сыграть роль общегосударственного социального лифта, который позволил бы новым людям, не связанным с партийной номенклатурой, прийти во власть, а именно быть избранными в новую Думу. «Очень рассчитываю на то, что через такую структуру можно будет и новые востребованные идеи продвинуть, и новых людей в различные структуры власти», — говорил премьер на одной из встреч с представителями общественных организаций.

Первоначально беспартийным кандидатам планировалось предоставить 150 мест в списке, но потом премьер предложил увеличить их число: «реально появились интересные люди». На заседании координационного совета ОНФ 21 сентября он объявил, что беспартийным кандидатам в списке отведено 185 мест. Неделю спустя секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов отметил, что в список партии вошли 183 беспартийных.

«МН» изучили предвыборный список партии власти и пришли к выводу, что из всех беспартийных кандидатов проходные места занимают 105 человек. Проходное место определяли, ориентируясь на число депутатов, представляющих каждый конкретный регион в нынешнем составе Госдумы. При этом исходили из того, что губернаторы и вице-премьеры, возглавляющие списки в большинстве регионов, в Госдуму не пойдут. А вот учитывать полупроходные места (следующие в списке за проходным) не стали, опираясь в том числе на аргументы Александра Кынева. «Я бы, — говорит политолог, — взял 2007 год как потолок, выше которого «Единая Россия» не прыгнет, и в декабре 2011-го возьмет меньше мандатов, чем тогда». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, напротив, считает подход «МН» «не совсем правильным». Он полагает, что прогноз редакции на 20% не будет соответствовать реальности, и предложил дождаться результата кампании.

В число рассматриваемых 105 потенциальных депутатов Госдумы шестого созыва «МН» включили тех «фронтовиков», партийность которых не подтверждается в открытых источниках.

Все свои

Среди беспартийных 105 кандидатов больше всего (28%) представителей действующей власти. На втором месте, 26%, представители общественных организаций, 19% — бизнесмены, 8% — работники образования, менее 5% — врачи. Еще 3% — спортсмены, 3% — рабочие и 2% — актеры. Оставшиеся 7% — представители других профессий.

Около 30 «фронтовиков» так или иначе связаны с властью. Это муниципальные чиновники, мэры городов, бывшие или действующие министры, их помощники и советники, руководители государственных ведомств, силовики. Так, в Госдуму идут беспартийные прокурор Республики Коми Владимир Поневежский, министр культуры Мордовии Петр Тултаев, главный федеральный инспектор по Чувашской Республике Руслан Тихонов, начальник управления по делам молодежи города Ставрополя Ольга Казакова. К представителям законодательной власти можно отнести перебежчиков из других партий, которые вошли в список «Единой России» как беспартийные. В проходной части списка их семь. В их числе бывшие справедливороссы Елена Вторыгина и Александров Бабаков, а также бывшие коммунисты Алексей Багаряков и Сергей Агеев. Представлена и судебная власть: проходное место занимает председатель Верховного суда Башкирии Михаил Тарасенко.

К «общественникам» с натяжкой можно отнести 27 человек. Главная трудность при их идентификации в том, что некоторых можно причислить к успешным предпринимателям, а другие сотрудничают с властью. «Эти общественники — люди не случайные, они представляют те организации, которые и так с властью работают либо активно пытались с ней сотрудничать в последнее время», — подтверждает Кынев, приводя в пример лидера движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова. Около десяти из группы «общественники», согласно подсчетам «МН», являются членами или председателями региональных Общественных палат. В Республике Коми второе место в списке занимает Тамара Кузьминых, которая, по словам политолога, «давно сотрудничает с властью».

Многие кандидаты выдвинуты региональными отделениями «Союза женщин России», его председатель — депутат Госдумы от «Единой России» Екатерина Лахова, в Думе она еще с 1993 года.

Деятельность некоторых кандидатов-«общественников» настолько разнообразна, что они могли бы выдвигаться сразу по многим направлениям. Например, кандидат от Смоленской области Наталья Аксенова является одновременно акушером-гинекологом областной больницы, членом комиссии региональной Общественной палаты по информационной политике и межрегиональному сотрудничеству, внештатным инспектором Росздравнадзора, а также членом объединения предпринимателей «Опора России». При этом на праймериз ее выдвинула организация «Дарите детям добро».

Еще одну группу «фронтовиков» составляют беспартийные бизнесмены — 20 человек. Хотя часть из них выдвигались различными общественными объединениями, большинство в открытых источниках известны лишь как руководители ЗАО, ООО, заводов и компаний. Например, Ольга Чашникова, которая занимает проходное место в списке от Вологодской области, является руководителем сразу трех частных компаний — «Волтри-Евродизайн», «Вологодские промыслы» и «Вологодская финифть». На одном из сайтов она отмечена как академик Национальной академии индустрии моды. Пищевую промышленность в будущей Думе будет представлять Александр Ильтяков, заместитель гендиректора мясокомбината «Велес».

Александра Прокопьева, директора по развитию фармацевтической компании «Эвалар», информагентство «Росбалт» на днях включило в список будущих спонсоров «Единой России». Он занимает третье, проходное, место в списке партии от Алтайского края.

На проходных местах списка можно найти двух актеров, трех спортсменов, пять врачей, восемь педагогов, при этом простых учителей только двое, остальные педагоги принадлежат к руководству вузов. Высоки шансы пройти в Госдуму и у трех рабочих: оператора по добыче нефти и газа Дмитрия Конькова, бригадира шахтеров Александра Каминского и работника Алексинского завода «Тяжпромарматура» Дмитрия Смирнова. Оставшиеся восемь проходных мест списка делят между собой представители провластной молодежной организации «Молодая гвардия «Единой России», телеведущий Алексей Пушков, космонавт-испытатель Роман Романенко, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор оленеводческого совхоза «Ярсалинский» Дмитрий Хороля.

Лифт или не лифт

Политолог Дмитрий Орлов, координатор экспертного совета при ОНФ, не видит противоречия между постановкой задачи и результатом, достигнутым созданием «Фронта»: «В список партии интегрированы люди из разных элитных групп и социальных сред». По его словам, подсчеты «МН» примерно совпадают с теми данными, которые имеются у него, и свидетельствуют, что список партии «очень сильно обновлен». Он отмечает, что здесь сработало несколько социальных лифтов. «Партийный лифт — новые члены партии из регионов; общественный — представители общественных организаций, лифт различных социальных и профессиональных сред — от учителей до фермеров», — говорит Орлов.

Кынев, напротив, считает, что ОНФ нельзя считать социальным лифтом, хотя нескольким десяткам граждан он действительно позволит значительно подняться по социальной лестнице. «Социальный лифт — это система, когда вы добиваетесь чего-то в личном качестве благодаря личному таланту, — говорит он. — А этим людям просто повезло, что они попали в эту декорирующую часть». Единственным социальным лифтом в существующей политической системе эксперт называет прокремлевские движения «Наши» и «Молодая гвардия».

Глава фонда «Петербургская политика», участник заседаний экспертного совета при ОНФ Михаил Виноградов считает, что лифт «Народного фронта» сработает только «с точки зрения карьеры отдельных персон». «О социальном лифте, на который могут рассчитывать широкие слои населения, пока говорить преждевременно, — считает он. — Проблема не в том, что социальных лифтов нет, а в том, что нет прозрачной системы». Гарантируют ли проходные места в списке кандидатам от «Народного фронта» смену социального статуса, «станет ясно после выборов, когда мы поймем, кто из представителей «Народного фронта» реально пойдет в Думу, а кто просто занимает места, чтобы потом уступить дорогу каким-то реальным кандидатам», — заключает Виноградов.