У родственников погибших в Катыни польских офицеров появились шансы в судебном процессе против российских властей. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал приемлемыми исковые требования поляков, которые пытаются получить доступ к материалам «катынского дела», расследовавшегося Главной военной прокуратурой России. Их адвокаты считают это решение важным перед осенними слушаниями в Страсбурге, на которых будет рассматриваться, должна ли Россия нести юридическую ответственность за расстрелы поляков.
Европейские судьи признали, что следует рассмотреть, нарушали ли власти СССР две статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод — ст. 2 и 3 («Право на жизнь», «Запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения»). В рассмотрении остальных аспектов дела родственникам погибших в Катыни было отказано. Хотя в своем иске они указывали и на другие нарушения фундаментальных прав человека, совершенные, по их мнению, советскими властями в отношении 12 поляков: офицеров армии и полиции, директора школы и военного врача. Родственники погибших пытались доказать, что были нарушены право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6), право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13), право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8) и право на свободу мысли, совести и религии. Впрочем, для адвоката Анны Ставицкой, представляющей интересы нескольких поляков в суде, главное, что признаны приемлемыми требования, касающиеся статьи «Право на жизнь».
«Многие предполагали, что ЕСПЧ не признает приемлемым суд по этой статье, поскольку события в Катыни произошли до того, как Россия ратифицировала Европейскую конвенцию», — сказала «МН» Ставицкая. Теперь, считает адвокат, у родственников жертв Катыни появляются шансы выиграть процесс.
Судебные слушания по «катынскому делу» назначены на 6 октября, причем процесс будет проходить в открытом режиме, что для Страсбургского суда большая редкость. Открытый процесс в ЕСПЧ считают уместным только в тех случаях, когда дело имеет общественную значимость. «Если на прениях будет вынесено определение по статье 2, это будет означать, что российские власти должны нести ответственность за расстрел польских офицеров», — отметила Ставицкая.
Обратиться в ЕСПЧ адвокат решила после неудачи на процессах по Катыни в российских судах. Главная военная прокуратура, а потом и суды отказывали признавать родственников жертв Катыни пострадавшими и в том числе на этом основании не допускали поляков к уголовному делу, официально закрытому в 2004 году. Российские правоохранители и судьи не удовлетворяли также требование Ставицкой реабилитировать польских офицеров. «Если ЕСПЧ станет на нашу сторону, появятся основания для отмены этих решений», — считает адвокат. В случае положительного решения у родственников погибших появится возможность потребовать от России возмещения морального и материального вреда за отказ в доступе к правосудию. Но, по словам Ставицкой, задачи наказать российские власти материально поляки не ставят. «Ими движет желание узнать, как погибали их родственники. Им вполне достаточно, если это возмещение будет обеспечено путем допуска к уголовному делу», — подчеркивает Анна Ставицкая.
Руководитель польской программы общества «Мемориал» Александр Гурьянов считает, что ЕСПЧ скорее всего станет на сторону родственников погибших офицеров, но сомневается, что российские власти сразу откроют «для всех желающих» материалы «катынского дела». «Заплатить несколько тысяч долларов в качестве возмещения для России ничего не стоит, но вот с допуском к уголовному делу все намного сложнее», — заявил «МН» Гурьянов. Он сомневается, что решение ЕСПЧ спровоцирует шквал аналогичных жалоб на Россию, но не исключает, что таковые еще могут появиться.
Что касается материальных претензий к российским властям, то, по словам правозащитника, их еще нужно доказать. «Чтобы признать, что именно твой дедушка погиб в Катыни, надо очень хорошо постараться. Россия до сих пор не признает конкретных жертв, она говорит лишь в общем, что виноваты, признаем, но расстрела отдельно взятых людей не признаем», — сказал руководитель польской программы «Мемориала».
Российские власти решение ЕСПЧ пока не комментируют. Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев дать комментарий «МН» не смог. Помощница главы международного комитета Совета Федерации Михаила Маргелова сослалась на занятость сенатора.
Также в разделе

На вандалах поставят крест
Депутаты призывают ужесточить ответственность за осквернение храмов- Контекст
- Сюжет

