Рубрика: Город

«Зеленый коридор» в новые земли

Архитекторы мечтают создать удобную столицу
На новых территориях архитекторы попытаются создать дома нового типа

На новых территориях архитекторы попытаются создать дома нового типа

Огромные площади лесов и парков, энергосберегающие дома, строгий градостроительный регламент, отказ от радиально-кольцевой структуры — такой представляют новую Москву за МКАД столичные архитекторы. Правда, пока свои идеи они излагают только журналистам. К разработке реальных проектов архитекторов пока еще не привлекали.
 

Огромные площади лесов и парков, энергосберегающие дома, строгий градостроительный регламент, отказ от радиально-кольцевой структуры — такой представляют новую Москву за МКАД столичные архитекторы. Правда, пока свои идеи они излагают только журналистам. К разработке реальных проектов архитекторов пока еще не привлекали.

«Травмой, воспроизводимой столетиями», называет радиально-кольцевую структуру Москвы президент Национальной гильдии градостроителей Максим Перов. Поэтому появление на юго-западе от столицы города-спутника он всячески приветствует. «Москва — единственный десятимиллионный мегаполис в мире, который сохраняет структуру средневекового города, — говорит Перов. — Эта структура в принципе не имеет адекватного транспортного решения, она тупиковая. В первый раз за последние сто лет мы реализуем шанс на ее изменение».

С ним солидарен и президент Союза архитекторов России Андрей Боков. Он уверен: чем в большей степени диверсифицирован центр, тем современному городу лучше. «В Москву вернется возможность жить и дышать», — уверен он. При этом новый город-спутник Боков хотел бы видеть таким же радующим глаз, как европейские города. «В Европе страны живут только по регламенту, — рассказывает он. — Стены должны быть такие, окна — такие, цвет должен быть такой и только такой. Вот тогда формируется среда. Но подобного физического планирования, к сожалению, у нас нет. Этого нет в Градостроительном кодексе, нет даже намеков на это».

Правда, собственную стилистику Москве еще надо придумать. «Москвичи устали от того типа жилья, которое сейчас существует, — от пластин гигантской протяженности, огромной высоты и так далее, — говорит Андрей Боков. — Везде от такого жилья отказались. Нам наконец надо выработать свой тип дома. Если есть, условно говоря, американский, европейский дом, то нам предстоит его еще создать». Сам Боков видит этот дом «ресурсосберегающим, ремонтопригодным, эффективным в содержании». Стремиться к одноэтажным домам не стоит, застройка скорее всего должна быть переменной этажности, считает президент Союза архитекторов.

Бывший директор НИиПИ генплана Сергей Ткаченко начал бы строительство нового города с прокладки дорог. «Должно сформироваться что-то сложное, многогранное, основанное на определенном каркасе, — говорит он. — Таким каркасом в нашем случае является транспорт и дороги». Переделывать исторически сложившиеся города, по мнению Ткаченко, не имеет смысла. Они смогут стать новыми центрами, к которым позже подтянут линии метро.

Вице-президент Союза московских архитекторов Михаил Хазанов считает, что максимально нужно сохранить нетронутыми все зеленые зоны на присоединяемых территориях. «Город — это не обязательно глухой асфальт и плотно застроенные улицы, — говорит он. — Это вполне может быть зеленый город, но удобный транспортно и инфраструктурно. Например, идея Зеленограда как раз состояла в том, что разные по функциям здания строили в лесу». Хазанов считает, что частью зеленых зон должны стать и дачные участки, которые, правда, все время будут находиться в зоне риска. «Экспансия городской среды неизбежна, — объясняет он. — Городская застройка стремится к непрерывности, но если делать все по-умному, должны быть зеленые коридоры, которые ее прерывают».

Строить же новые кварталы, по мнению Хазанова, нужно на заброшенных нынче территориях. «Строительство должно идти в местах, где сейчас находится непонятно что — брошенные сельхозпредприятия, спонтанные свалки, недостроенные коттеджные поселки, военные полигоны, которые потеряли стратегическое значение, — говорит он. — Таких мест довольно много».

Однако все прекрасные идеи о том, как должен выглядеть новый город, пока существуют только в фантазиях архитекторов. Конкретными проектами для новых земель они еще не занимались. «С профессиональным сообществом вопрос серьезно не проговаривался, не было никаких обсуждений, — говорит Михаил Хазанов. — Последний творческий архитектурно-градостроительный конкурс на тему московского региона прошел в 1986 году. Градостроительной инициативы архитекторов в нашей стране давно лишили».

«Я не видел экспертного доклада, который надо было разрабатывать несколько лет совместно с социологом, транспортником, экономистом, политиком, демографом и экологом, в котором бы объяснялось, почему прирезать нужно именно так, — согласен с ним архитектор Евгений Асс. — Это явно результат кабинетного решения». Асс называет новые территории, которые присоединили к столице, «опухолью на городе».