16629
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19015
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9996
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3142
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6319
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5474
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3346
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2459
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9509
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7843
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6059
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6543
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4355
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3342
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2666
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2599
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3282
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2399
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2416
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3729
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3263
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2393
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2074
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3650
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3603
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2399
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2431
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2775
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2622
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2460
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2632
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4759
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3417
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3124
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2628
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Эволюционный держите шаг

«Восстание планеты обезьян» готовится охватить киноэкраны всего мира

www.kinopoisk.ru

Испокон веку род человеческий относился к обезьяне по-разному. В далеком прошлом остались времена, когда в Древнем Египте почитали гамадрилов, а на Тибете считали, что именно в обезьяньем образе пришел в мир — и дал жизнь людским первопредкам — бодхисатва Авалокитешвара. Все изменилось с воцарением христианства: «обезьяной бога» стали называть дьявола, немало ни в чем не повинных приматов сгорело вместе с еретиками на кострах инквизиции, и даже в научные латинские названия разных видов обезьян то и дело проникали термины вроде «вельзевул» и «молох».

Свою лепту едва ли не с самого своего рождения внес и кинематограф: в 1908 году на студии «Пате» был снят фильм «Человек-обезьяна», в котором некоему господину пересаживали мозг мартышки, после чего он начинал себя вести самым неподобающим образом; фильм был снабжен рекламным слоганом, обещающим «невероятное удовольствие для всех, кто верит в теорию Дарвина». Да и потом обезьяна представала на экране то кровожадным монстром с улицы Морг, то в виде пусть по-своему обаятельного, но весьма небезопасного гиганта Кинг-Конга. Но в 1963 году все изменилось. Увидел свет роман Пьера Буля «Планета обезьян», жутковатая притча о цивилизации разумных приматов, пришедших на смену гомо сапиенсу, а в 1968 году (одновременно с другими крайне важными высказываниями об истинном месте человека во Вселенной — можно вспомнить вышедшие тогда же «Космическую одиссею», «Ночь живых мертвецов» и «Туманность Андромеды») вышла экранизация режиссера Франклина Шеффера. Экипаж космического корабля «Икар» совершал посадку на вроде бы далекой планете, где царствовали человекообразные обезьяны, построившие весьма развитое общество, а в конце концов оказывалось, что космонавты попросту вернулись на родную Землю, где им уже не было места

Первая «Планета обезьян» совершила революцию не только в жанре научной фантастики, но и в кинопроизводстве как таковом: едва ли не основной фигурой на съемочной площадке оказался не постановщик, а мастер по гриму Джон Чемберс. Перед началом съемок он дневал и ночевал в Лос-Анджелесском зоопарке, наблюдая за гориллами, орангутанами и шимпанзе, а приступив к работе, использовал навыки, приобретенные на фронтах второй мировой, где занимался пластической хирургией раненых. Кроме Чемберса над фильмом работала без малого сотня специалистов, а затраты на грим стали самыми высокими за всю историю кинематографа и составили 17% от общего бюджета. Эта до сих пор поражающая воображение работа была оценена по достоинству: при том, что соответствующая номинация была введена Американской киноакадемией только через 13 лет, а «Оскара» за грим вручали до Чемберса лишь один-единственный раз, именно он был удостоен специальной награды. На церемонии Чемберса представлял почтеннейшей публике артист Уолтер Маттау в компании наряженного в смокинг шимпанзе.

Разумеется, уже через два года свет увидело продолжение — фильм Теда Поста «За пределом планеты обезьян», а потом сиквелы выходили уже ежегодно — Дон Тейлор снял «Побег с планеты обезьян», а Джон Ли Томпсон — «Завоевание планеты обезьян» и «Битву за планету обезьян». Об «Оскарах» речь уже не шла (хотя тот же Чемберс работал над всеми сериями), да и кассовые сборы неуклонно уменьшались, но в историю эпопея вошла вовсе не количеством наград или рекордными кассовыми сборами. «Планета обезьян» оказалась первой в истории кинематографической франшизой, успех которой был основан на всевозможных «сопутствующих товарах», которые приносили куда больший доход, нежели собственно фильмы: именно с «Планеты обезьян» взяли впоследствии пример такие колоссы кинематографического мерчандайзинга, как «Звездный путь» и «Звездные войны». Вотличие от последних фильмов эпопеи негаданную, но весьма доходную популярность приобрели игровой и мультипликационные телесериалы, а также радиоспектакли и комиксы, действие которых происходило в обезьяньей вселенной. Рекорды продаж били игрушки, изображающие человекообразных героев, коробки для завтраков с соответствующей символикой, обезьяньи костюмы и маски стали неотъемлемой частью любого Хеллоуина (сегодня полный маскарадный комплект того времени обойдется коллекционеру минимум в 2 тыс. долл.). Мания распространилась и на мир популярной музыки: в 1974 году группа из Коннектикута Electric Cowboy записала пластинку «Музыкальное путешествие на планету обезьян» и выступала на сцене в полной обезьяньей выкладке. Впоследствии эту тему не обошли своим вниманием такие нетривиальные музыканты, как Адам Ант и They Might Be Giants (а совсем недавно — и наши «Запрещенные барабанщики»).

Так разумные приматы стали неотъемлемой частью массовой культуры. Горилла в рыцарском шлеме оказалась фигурой ничуть не менее знаковой, нежели Дарт Вейдер, Грязный Гарри или Человек-Паук. На смену всеобщей популярности пришел культ, служить которому оказалось куда выгоднее, чем продуцировать идеи для новых оригинальных блокбастеров. Показательно, что одним из самых доходных предприятий такого рода стал придуманный еще в середине 70-х и доживший до наших дней «обезьяний марафон», когда все пять оригинальных картин показывают подряд по цене обычного сеанса.

Но даже самый прочный и состоятельный миф рано или поздно нуждается в перезагрузке. Идея о новой версии «Планеты обезьян» витала по Голливуду начиная с середины 90-х. Ходили слухи о том, что съемками ремейка займутся не то Крис Коламбус, не то Оливер Стоун, а возможно — и этот вариант вызывал наибольший интерес— и Джеймс Кэмерон, планировавший пригласить на главную «человеческую» роль самого Арнольда Шварценеггера. Но в конце концов счастливый билет вытянул Тим Бертон. Казалось, он подходил для этого проекта в миллион раз лучше, нежели все вышеперечисленные мастера экрана вместе взятые. Хотя бы потому, что было совершенно невозможно предположить, куда заведет его неуемная фантазия. Ктому же Бертон уже имел весьма впечатляющий опыт перелицовки старого культа, сняв два фильма о Бэтмене. Да и участие в проекте одного из величайших гримеров современности, обладателя семи «Оскаров» Рика Бейкера по-настоящему воодушевляло. Но чаемого чуда не случилось. Похоже, Бертон, азартно принявший предложение снять новую версию (да и кто из истинных киноманов отверг бы подобное предложение), уже в процессе съемок осознал, что сказать на эту тему ему особенно нечего. Ничего более антибертоновского — по стилю, по ритму, по уровню выдумки — представить себе невозможно. Единственная оригинальная находка режиссера заключалась в том, что он стилизовал обезьяний мир в традициях пеплума, высокобюджетной помпезной постановки из античных времен (даже вступительные титры беззастенчиво умыкнуты из кубриковского «Спартака»). Но и этой идеи хватило ненадолго. Было очевидно, что продюсеры требовали от Бертона отработать каждый вложенный доллар и диктовали свои условия, на которых любой шаг с асфальтированной дорожки заведомого кассового успеха рассматривался как попытка к бегству. Ив результате вместо ожидаемого шедевра на экране невыносимо долго и утомительно ухал и почесывался странный гибрид «Гладиатора» и «Поля битвы — Земля», тяжеловесный мутант, застрявший на лестнице эволюционного развития где-то между шаблонным голливудским мейнстримом и откровенным трэшем, лишенным при этом и намека на традиционное «мусорное» обаяние (что, впрочем, не помешало этой невеселой «Планете» собрать в мировом прокате 362 млн долл.). Фильм не лечит даже время — повторные просмотры не прибавляют ему очков в глазах сколь угодно снисходительного зрителя.

Неудивительно, что сообщения о начале производства очередной версии старой истории было воспринято большинством поклонников эпопеи как минимум с осторожностью. Режиссер Руперт Уайатт, ангажированный для постановки, до сего момента не зарекомендовал себя ничем по-настоящему выдающимся. Ислова продюсера «Восстания планеты обезьян» Дилана Кларка о том, что его фильм представляет собой «современный взгляд на мифологию «Планеты обезьян» и является «масштабной картиной о большом событии, подкрепленной качественной составляющей повествования, эмоциями и глубиной характеров» неизбежно блекли под скептическим фанатским прищуром. Но на этот раз все, кажется, получилось. Впервые в истории саги обезьян не изображают загримированные актеры, более того — на экране не появляется ни одной настоящей обезьяны: все приматы созданы с помощью новейших спецэффектов. Итемне менее это очень традиционный и по-хорошему консервативный фильм (вроде бы незначительный, но очень важный для понимающего зрителя момент — название написано тем самым ставшим классическим шрифтом, который в свое время был разработан еще для самой первой «Планеты»). Настоящая «научная фантастика» того сорта, которую сейчас почти уже не снимают. Икогда главные герои, относящиеся к подвиду «человека разумного» (а конкретнее— специалисты из крупной фармацевтической корпорации), начинают на полном серьезе рассуждать об ответственности науки перед обществом и опасности вмешательства в законы природы — им веришь. Впопытках найти лекарство от болезни Альцгеймера ученые мужи создают Цезаря — шимпанзе, который не по дням, а по часам приближается уровнем интеллекта к своим создателям. Начинает думать, чувствовать, любить и ненавидеть— исовершенно не согласен с тем, что его воспринимают всего лишь как любопытный подопытный экземпляр, в лучшем случае как несколько ущербного домашнего любимца, этакое «дитя без глазу». Поэтому он помогает поумнеть своим сородичам. Ивозглавляет бунт: первое слово, которое обезьяна произносит в адрес своего старшего брата-человека, — слово «нет».

 

Как Энди лондонский одет
Роль шимпанзе Цезаря в «Восстании планеты обезьян» блистательно исполнил Энди Серкис. В послужном списке этого британского актера немало замечательных ролей, но в первую очередь он известен как наиболее яркая и увенчанная многочисленными наградами звезда «захвата движения» (motion capture), киносъемочного метода, при котором мимика и движения актера с помощью специальных датчиков поступают в компьютер, где сводятся в единую трехмерную модель; именно так были созданы причудливые персонажи «Полярного экспресса» (2004), «Беовульфа» (2007) и «Аватара» (2009).  С помощью «захвата движения» Серкис превратился в Горлума в трилогии Питера Джексона «Властелин колец» (2001–2003), заглавного героя «Кинг-Конга» (2005) того же Джексона и короля Ботана в компьютерной игре «Небесный меч» (2007). Совсем скоро «захваченные движения» Серкиса можно будет лицезреть в «Приключениях Тинтина» (2011) Стивена Спилберга и предыстории «Властелина колец» — «Хоббите» (2012), где вновь примерит прославившую его на весь мир горлумовскую личину.



Само собой, довольно скоро вопросы гуманизма и абстрактные рассуждения уступают место масштабным баталиям между приматами и людьми (и тогда становится ясно, что без современных технологий кино это попросту невозможно было бы снять), но ощущение по-настоящему масштабного и серьезного высказывания от этого только усиливается. Но даже если основная мысль картины так и останется незамеченной под спудом эффектных боевых сцен, «Восстание», без сомнения, лучшее, что могло произойти с этой давней историей. Она, безусловно, в очередной раз принесет своим создателям немалые барыши. Но не стоит удивляться, если через какое-то время (которое летит быстро не только в открытом космосе) в кассу кинотеатра, где будет демонстрироваться очередное «продолжение продолжения», протянется, требуя билеты на «места для поцелуев», вовсе не человеческая рука, а волосатая обезьянья лапа.