17736
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
20587
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10803
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3390
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6857
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5947
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3600
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2652
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
10355
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8482
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6563
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7051
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4703
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3615
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2854
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2778
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3587
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2584
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2595
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3946
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3464
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2500
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2151
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3914
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3894
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2583
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2617
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2989
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2821
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2657
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2842
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5097
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3678
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3345
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2824
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Гарри Поттер и конец фильма

В мировой прокат вышел восьмой — и последний — фильм о приключениях юного волшебника

www.kinopoisk.ru

С рекламного плаката смотрит на нас молодой человек в треснувших круглых очках, с волшебной палочкой в руке и неколебимой решимостью во взоре. Слоган внизу не оставляет людям доброй воли ни малейшей надежды: «Все кончится». Все действительно кончится — сие «предназначенное расставанье» не обещает никакой встречи впереди, а одну только тотальную Аваду Кедавру: едва ли не на все киноэкраны на планете Земля практически одновременно выходит (впервые в истории в формате 3D) фильм «Гарри Поттер и дары смерти. Часть II», подводящий черту под одним из самых мощных социокультурных феноменов нашего времени. Начало ему было положено некогда в эдинбургском кафе «У Николсона», где самая обыкновенная домохозяйка Джоан Роулинг сочиняла на салфетках свой роман про затюканного дальними родственниками мальчика-сиротку, который в один прекрасный день обнаружил, что является великим волшебником.

Подошло к своему логическому завершению предприятие воистину эпических пропорций. Когда изучаешь всякого рода занимательную статистику, связанную с кинопоттерианой, кажется, что знакомишься с отчетным докладом правительства небольшой, но вполне себе развитой страны: на съемках всех восьми фильмов было выстроено 588 декораций, включая большой зал школы чародейства и волшебства Хогвартс, на отделку которого было израсходовано сто тонн штукатурки; задействовано 250 настоящих животных от гиппопотама до сороконожки и создано более 200 фантастических существ; сшито 25 тыс. костюмов и более 600 комплектов одной только школьной формы; придумано 120 несуществующих торговых марок и наклеено 6850 этикеток; один только Гарри Поттер сносил 160 пар очков, использовал 70 волшебных палочек, а знаменитый шрам гримеры нанесли ему на лоб 5800 раз…  Но искренне восхищаясь масштабом проделанной работы, поневоле задумываешься о том, как на самом деле «Гарри Поттер» изменил мир. Да и изменил ли вообще?

Этим вопросом пришлось задаться еще на исходе 2001 года, когда свет увидел первый фильм эпопеи, «Гарри Поттер и философский камень» Криса Коламбуса («Один дома», «Миссис Даутфайр», «Мачеха»). По впечатлениям, почерпнутым тогда из полуслепой пиратской копии, снятой на любительскую видеокамеру в заграничном мультиплексе (о том, что когда-нибудь очередной фильм появится в наших кинотеатрах одновременно с остальным крещеным и некрещеным миром и даже чуть раньше, никто и думать не смел), было очевидно: экранная судьба юного мага сложится по каким-то принципиально новым принципам. Если на что и был по-настоящему похож «Философский камень» — так это на «Ребенка Розмари» Романа Поланского (тоже, в сущности, история о, так сказать, не совсем обычном малыше). В первую очередь поразительно напоминал подход к литературному первоисточнику: если кто сначала видел фильм Поланского, то читать роман Айры Левина было уже совершенно необязательно. То же и с «Поттером» — книга с маниакальной дотошностью была перенесена на пленку — страница за страницей, реплика за репликой, чудо за чудом. Для того чтобы ничего не менять, Коламбус со товарищи пошли даже на беспрецедентный для детской картины перерасход экранного времени — фильм шел больше двух с половиной часов. Но если в минимальном зазоре между Левиным и Поланским все-таки таилась определенная магия, то в промежутке между «Поттером» книжным и «Поттером» киношным царствовал вакуум. «Философский камень» не «экранизировали», а «перенесли на экран» — разница принципиальная и очень существенная. В свое время Илья Ильф придумал некоего очень серьезного «киномальчика», который болтался по съемочной площадке, озабоченно приговаривая: «Главное, чтобы не получилось как у Чаплина». В данном случае режиссер был озабочен прямо противоположным: главное, чтобы получилось как у Роулинг. Любая попытка хоть немного неожиданной интерпретации пресекалась на корню: как же, детишки (да и великовозрастные фанаты) не поймут и обидятся. Поэтому даже пресловутые совы в «Поттере» были именно тем, кем казались. То же и с актерами — идеально похожие на героев книги, они не оставляли простора для собственной фантазии. Вместо молнии на лбу Гарри отчетливо проступал знак копирайта. И после выхода фильма уже нельзя было использовать в играх в качестве волшебной метлы обыкновенный веник: любой уважающий себя современный ребенок непременно требовал фирменную, точь-в-точь такую же, как у Гарри. И связываемое многими с «Гарри Поттером» возрождение настоящей волшебной сказки обернулось рекламной кампанией. Чурка, на которую стоило подышать, чтобы она ожила и превратилась в человечка, в руках Коламбуса трансформировалась в фабричную куклу Барби, раз и навсегда снабженную всем необходимым.

Ситуация несколько изменилась в лучшую сторону к третьей части, «Узнику Азкабана» (2004), когда Коламбуса сменил в режиссерском кресле куда более интересный и нестандартно мыслящий Альфонсо Куарон («Большие надежды», «И твою маму тоже», «Дитя человеческое»). На экране начал сгущаться самый настоящий, нешуточный мрак, а для того, чтобы добиться от актеров, взрослеющих не по дням, а по часам, необходимых реакций, режиссер, по словам очевидцев, давал им советы вроде «ну а теперь, дружок, представь, что ты видишь перед собой, э-э-э… Камерон Диас в стрингах». Поттер и компания были чрезвычайно близки к тому, чтобы стать частью настоящего кинематографа — но именно «Узник Азкабана» оказался наименее прибыльным из всех поттеровских фильмов, и Куарона в спешном порядке заменили в «Кубке огня» (2005) на Майка Ньюэлла («Четыре свадьбы и одни похороны», «Донни Браско», «Улыбка Моны Лизы»), а потом, начиная с «Ордена Феникса» (2007), — на приятного во всех отношениях Дэвида Йетса, о котором до того момента вообще ничего внятного сказать было нельзя. И, пожалуй, именно поэтому он пришелся ко двору, досняв в итоге всю сагу до конца.

Определенную эволюцию поттериана, конечно, пережила — персонажи ее росли буквально на глазах, а каждый следующий фильм был определенно серьезнее предыдущего (если «Философский камень» выглядит сегодня наивным утренником для младшеклассников, то «Дары смерти» обернулись форменным хоррором). Но даже это не позволяет стряхнуть статичный морок, который сковывает эти картины и обрекает на фиаско любую попытку мало-мальского критического разбора. При желании можно, конечно, порассуждать о том, как очередная часть соотносится с предыдущей, проанализировать спецэффекты, соотнести экранное действо с литературной основой, но самостоятельной ценности киношный «Гарри Поттер» как изначально не имел, так и не обрел (в отличие, скажем, от «Властелина колец» Питера Джексона, который чудесным образом оказался не только примером практически безупречной и бережной работы с первоисточником, но и выдающимся образцом кинематографического высказывания). «Поттеров» невозможно вписать в киноконтекст — даже при наличии всех необходимых составляющих (включая девять — пока что — номинаций на премию «Оскар», которые все-таки выдают именно художественным фильмам в привычном понимании этого слова) они проходят по какому-то другому разряду. Поттериану нет особой необходимости пересматривать, она не стала предметом кинематографического культа (что, кстати, со всей определенностью произошло с «Властелином колец»), все десять лет каждый новый фильм серии проходил по разряду макдоналдсовского «вкуса сезона», «детского обеда с игрушкой», неизбежно и последовательно вытесняясь из памяти каждой следующей частью.

Но, похоже, дело здесь не только, да и не столько в кино, которое в данном случае и не могло не быть по определению вторичным. Уникальность «Гарри Поттера» состояла в том, что он был объявлен всевечной классикой едва ли не с момента выхода первой книги, а история в целом развернулась от начала до конца на глазах одного поколения — читатели взрослели вместе с героями Роулинг и вместе с ними же вошли во взрослую жизнь. Но не покидает устойчивое ощущение, что этим (ну или максимум следующим) поколением аудитория «Гарри Поттера» и ограничится. Ибо, несмотря ни на какие результаты продаж и цифры кассовых сборов, есть в мире иерархия. И как минимум неприлично ставить в один ряд «Властелина колец» Джона Толкиена, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, «Темные начала» Филипа Пулмана — по-настоящему бессмертные книги, которые «научат вас правильно жить, падать, стрелять, ненавидеть, любить», — и «Гарри Поттера».

Справедливости ради стоит сказать, что так рассуждают лишь немногие отщепенцы — в подавляющем большинстве своем человечество уже внесло «Гарри Поттера» в число скрижалей цивилизации. В прошлом году свет увидела книга «Гарри Поттер и философия». В предисловии, написанном Томом Моррисом (автор «Философии для чайников» и монографии «Если бы Гарри Поттер управлял компанией General Electric: Руководящая мудрость из мира волшебства»), сказано: «Волшебники и мудрецы магловских университетов вчитались в замечательную сагу о юном волшебнике и сумели извлечь из нее практическую жизненную пользу и глубочайший смысл. Отвага и предательство, дружба, счастье, справедливость, честолюбие и просто любовь, добро и зло, смерть и свобода — все эти основные для человека понятия раскрываются перед нами из книги в книгу в приключениях Гарри Поттера и его друзей». В череде высоколобых эссе на полном серьезе поднимаются самые разнообразные вопросы («Гарри Поттер, радикальный феминизм и власть любви», «Истинный секрет Феникса: смерть и моральное воскресение», «Дамблдор как политик»). Но львиная доля этих штудий, несмотря на сугубую научность и доскональное знакомство авторов с предметом, кажутся не более чем поиском в темной комнате черной кошки при вопиющем отсутствии оной. Самой занятной и внушающей доверие частью книги оказывается весьма ироничное эссе йельского профессора Тамар Гендлер, автор которого пытается ответить на вопрос «А что, если Дамблдор — гей?».

Как бы то ни было, точка поставлена. В глазах миллионов маглов еще какое-то время будет рябить от цифр-рекордсменов, с языка то и дело слетать по привычке тарабарщина волшебных заклинаний, а на лондонском вокзале Кингс-Кросс каждое первое сентября будут находиться энтузиасты, высматривающие платформу «девять и три четверти». Но «Хогвартс-экспресс» с нее, похоже, ушел окончательно и бесповоротно. И как некогда пророчески заметил совсем по другому поводу Даниил Хармс, «раз, два, три (четыре, пять, шесть и два раза семь, добавим от себя) — ничего не произошло».