6006
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
6354
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
3821
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
1628
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
2580
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
2303
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
1811
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1397
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
3341
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
3298
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
2387
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
2791
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2061
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
1734
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
1591
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
1569
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
1530
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1387
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1385
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
1793
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
1621
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1389
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1259
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
1795
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
1728
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1414
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1421
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1495
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1467
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1398
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1449
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
2165
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
1681
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
1632
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1476
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 17/06/2011 Василий Арканов 0 45

«Мое ощущение жизни началось только в Вагановской школе»

С примой Мариинского театра Дианой Вишневой для «Московских новостей» поговорил журналист Василий Арканов.

Дмитрий Четверухин

С примой Мариинского театра Дианой Вишневой для «Московских новостей» поговорил журналист Василий Арканов.

— Когда мы созванивались, мне показалось, что вы не очень охотно согласились на встречу. Не любите давать интервью?

— Нет, не в этом дело! Просто, знаете, мне всегда важно, чтобы текст в точности отражал то, что я хочу донести. Вот и борюсь с неточностями, довожу журналистов своей дотошностью. Зачем что-то выдумывать?

— Я тоже ничего не буду выдумывать и обрисую читателям обстановку. Мы встречаемся в центре Нью-Йорка, в кафе гостиницы «Эмпайр-отель». Через дорогу от нас Линкольн-центр, где вы только что завершили свой восьмой сезон как приглашенная звезда American Ballet Theatre. Завтра у вас съемка для журнала Vogue с легендарным фотографом Патриком Демаршелье, а послезавтра — вылет в Питер, где состоится ваш бенефис по случаю 15-летия работы в Мариинке. Вы заказали бокал белого вина, но даже не пригубили.

— Пока все точно.

— Давно у вас роман с Нью-Йорком?

— Тринадцать лет. Правда удивительный город? Когда я впервые сюда попала, не было еще тех возможностей, какие сейчас есть у молодых исполнителей: участвовать в гала, разъезжать по миру в качестве приглашенных звезд. Поэтому, хоть меня сразу заметили и критики, и профессионалы, я совершенно не представляла, что буду когда-нибудь здесь работать. Но потом какие-то встречи, партнеры, репертуар — и ты вдруг понимаешь, что мир не ограничивается стенами Мариинки. А в АВТ, оказывается, с самого начала хотели заполучить меня в качестве постоянной солистки. Правда, сама я узнала об этом не так давно.

— Как вы могли не знать?

— Разговоры шли через агентов, менеджеров. Я же тогда не говорила по-английски. И когда мой менеджер сказал директору Мариинского театра, что АВТ хочет предложить мне контракт в Нью-Йорке, так получилось, что до меня эта информация не дошла. Не знаю, что бы я в тот момент решила. Но думаю, все равно осталась бы в Мариинке. Там был такой подъем, такая удивительная атмосфера, такая востребованность — было бы обидно все это упустить.

— Сейчас не так?

— Понимаете, я уже на том этапе, когда репертуара одного театра мало или недостаточно. Я всегда мечтала танцевать в таких постановках, как «Евгений Онегин» в постановке Джона Кранко, «Дама с камелиями» Джона Ноймайера, «Кольцо вокруг кольца» Мориса Бежара. Вот в следующем году планирую станцевать Татьяну в «Онегине». Я всегда мечтала об этом балете.

— А вообще многое из того, о чем в детстве мечталось, сбылось?

— Трудно сказать. Дело в том, что я никогда не мечтала праздно. Все мои мечты с самого раннего возраста заведомо определялись целью. Передо мной ставили задачи — и я к ним шла. Чаще всего задачи казались невыполнимыми, но я каким-то образом их выполняла. Еще студенткой Вагановского училища выиграла конкурс. Еще студенткой станцевала в театре спектакль «Дон Кихот», хотя его обычно танцуют только зрелые, опытные балерины, поскольку он достаточно силовой. Кому-то, естественно, это не понравилось, но, по счастью, рядом оказались люди, которым я верила безоговорочно.

— Иногда, наверное, хотелось все бросить?

— Ни разу. Попав в Вагановское училище, я сразу поняла, что это что-то невероятное, что я хочу здесь остаться. Во всем была какая-то магия. Чем сильны мы в России? Тем, что мастерство передается из поколения в поколение, из рук в руки, из ног в ноги. И та школа удивительная — она буквально пропитана историей. От стен, от станков, от лестниц тебе передается эта энергия. Мое ощущение жизни началось только в Вагановской школе. Для меня все началось только там.

— Это можно назвать рано и счастливо найденным призванием.

— О призвании я не думала. Было дикое желание: понять, добиться. И ежедневный изматывающий труд, сверхусилия и самоограничение. Хоть я и маленькая была, но видела свой путь и по нему шла. Так же потом было и с современной хореографией, которой в школе не было. Когда стали появляться первые видеокассеты и я увидела на них работы западных хореографов, у меня был настоящий шок. Я подумала: «Вот как надо! Вот куда надо!» Было бешеное желание: впитать другую эстетику, освоить новую технику, на ходу запрыгнуть в этот проносящийся мимо поезд.

— Чем же вас так поразила современная хореография? Ведь нас вроде бы учили, что классика — это основа основ и вершина вершин.

— Классика — основа основ, я с этим согласна. Самое трудное в театре — танцевать классику. Но постепенно ты набираешь репертуар, ты его совершенствуешь, и возникает вопрос: что дальше? Современная хореография дает возможность еще большего самовыражения для артиста, в еще большей степени раскрывает индивидуальность. И ясно, что найти и по-настоящему раскрыть тебя может только тот хореограф, который будет работать конкретно с тобой. А это может быть только твой современник. Мне очень повезло, что мой приход в Мариинку совпал с появлением там нового репертуара. Стали ставить Баланчина, Макмиллана, Ролана Пети, Ноймайера, Форсайта.

— Но на Запад вас стали поначалу приглашать именно как классическую балерину?

— Здесь классика идет в других, более современных редакциях. Основной материал в принципе такой же, но есть нюансы, детали. Это все приходится добирать, осваивать. В первые годы было очень непривычно — переучиваться всегда тяжело. Я сопротивлялась сначала, спорила, переубеждала. А потом поняла: я у них в гостях — и нечего диктовать свои порядки. Все равно в любую редакцию я привнесу то, чем сильна. Так и получалось. Я стала досконально исполнять те или иные редакции, но используя «наши» руки и спину и, конечно, базу нашей потрясающей школы танца…

— Где вас теплее принимают — в Америке или в России?

— В каждой стране по-разному. В Америке очень благодарный зритель. И очень уважительный. В России танцевать труднее. Я бы сказала, что высочайший уровень нашего театра сформировал и уровень нашего зрителя, потому публика профессиональнее и требовательнее.

— А за прессой вы следите? Вам важно, что о вас пишут?

— И важно, и неважно. Критика, как правило, всегда очень субъективна. Допустим, я посмотрела какой-то спектакль и мне не понравилось. А потом прочла критику — хвалят вовсю. Кто тут прав? Что касается меня, то я доверяю только своим глазам, своим ощущениям, и самый большой критик для себя — я сама. А если кто-то профессионально разбирает спектакль и выделяет именно те моменты, которые и для меня ключевые, я обязательно прислушаюсь. Если бы я была критиком, я бы писала так, чтобы людям захотелось пойти в театр. Это главная цель, мне кажется. Даже когда ругаешь. Придите, посмотрите, составьте свое мнение. Не бывает «запрограммированного» спектакля. Спектакль — живой организм, он все время видоизменяется. Сегодня ты танцуешь так, завтра иначе. Каждый раз как с чистого листа: заново выстраиваешь, заново проживаешь. Ни один критик за этим не угонится.

— Присутствует ли в балете момент соперничества?

— Честно говоря, соперничество — это последнее, о чем я думаю. Если рассуждать обывательски, конечно, во всем есть соперничество. Но оно должно быть разумным и уважительным. Ты не можешь нравиться всем. Но мы прежде всего коллеги, и, главное, каждый вкладывает в то, что делает, максимум силы и души.

— Бенефис в честь вашего 15-летнего юбилея в Мариинке — это ваша инициатива или театра?

— Моя. 15 лет для балерины все-таки большой срок. Десятилетний юбилей я отмечала спектаклем «Жизель», и это было немного формально. А сейчас мне хочется показать что-то совершенно новое — чем я сейчас живу, что мне интересно.

Несколько лет назад я попала на спектакль труппы Марты Грэм и сразу почувствовала, что мне хочется попробовать стилистику этого выдающегося хореографа и выдающейся личности. Я стала думать об этом, «примерять на себя», стала подробнее изучать ее творчество. Она создала такие образы, что это, наверное, можно назвать подлинным воплощением женщины в танце. При этом это очень сильные, технически непростые роли. Молодым исполнителям они, наверное, просто неподвластны. Это должны танцевать зрелые, состоявшиеся танцовщицы. Я сама поначалу понимала, что пока не готова к ним, не доросла. Тут не только хореография, а еще очень сильная актерская составляющая, настоящий пластический театр. И это мне безумно интересно.

Удивительно, что хореография Марты Грэм никогда не показывалась на российской сцене. И я не думала, что у меня так быстро осуществится этот проект. Несколько месяцев назад мы встретились с руководством ее труппы и практически сразу обо всем договорились. На бенефисе я покажу балет «Лабиринт».

Еще должна сказать, что в случае моего бенефиса буквально сошлись звезды — и в прямом, и в переносном смысле. Это редкий случай, что удалось составить такую программу, какую и хотелось, и увидеть тех артистов, которых хотелось. У всех же напряженное расписание, работа в разных частях света. Но ко мне приедут мои любимые партнеры — Владимир Малахов, Дезмонд Ричардсон, Роберто Болле. Я им очень благодарна.

— Я знаю, что осенью вы представите свой новый проект, своего рода продолжение спектакля 2009 года «Красота в движении». Уже можно рассказать подробнее?

— Это не совсем продолжение «Красоты в движении», а скорее результат всех накопленных ролей, проектов и знакомств. В прошлом году я встретилась с канадским хореографом Эдвардом Локком, участвую в его новой постановке, которую, надеюсь, привезем и в Россию. Недавно, в апреле Мариинский театр показал премьеру знаменитого балета «Парк» Анжелена Прельжокажа. Началась работа с танцевальной компанией Марты Грэм. Все это стало предвестьем моего нового проекта, который я назвала «Диалоги» и покажу в следующем сезоне совместно с Мариинским театром. В этом спектакле все будет «впервые». Будет «Лабиринт» Марты Грэм. Впервые в России будет представлена хореография Пола Лайтфута из Нидерландского театра танца. Наконец, специально для меня ставит новую работу Джон Ноймайер.

— Это впечатляет. А возвращаясь к классике — ее просто физически тяжело стало танцевать?

— Всему свое время. Классику я буду стараться танцевать как можно дольше. Но уровень исполнения не должен снижаться. Та физика уходит, но открывается нечто новое, становится преобладающим актерское наполнение роли. И это для меня гораздо более ценно.

— Не грустно от того, что это проходит?

— Нет. Прошло — и незачем цепляться. Перерастаешь какие-то моменты, и уже нормально с этим расстаешься. Спокойно. Тем более когда у тебя есть что делать сейчас и ты знаешь, что будешь делать завтра.

— То есть ранняя балетная пенсия вам явно не грозит?

— Что вы, какая пенсия! У меня практически все расписано на ближайшие пять лет. Мне друзья иногда говорят: «Ну с тобой невозможно, тебя никогда нет». Я говорю: «Так меня и для самой себя нет. Это не потому, что я вас обделяю, — я сама себе не принадлежу». Каждый спектакль — огромная ответственность. Надо привести себя в порядок, отрепетировать, донести до партнера, настроиться. С годами эта ответственность лишь возрастает. От тебя ждут определенного уровня. Ты в постоянном поиске, и тебе не дает покоя ни твой ум, ни твоя душа. После этого, естественно, нужно как-то восстанавливаться, а времени на это нет. Конвейер запущен, идет сезон, идет репертуар. А еще есть реальная жизнь. То с машиной что-то случилось, то еще быт какой-то. Без помощи близких людей я бы, наверное, с этим совсем не справлялась. У меня все посвящено творчеству и сцене.

— От участия в фильме Даррена Аронофски «Черный лебедь» вы тоже из-за отсутствия времени отказались?

— С Аронофски мы не знакомы. Предложение поступило из агентства, которое проводило кастинг. Я спросила, когда пробы. Оказалось, что у нас в это время гастроли в Японии. Я сказала, что хоть это и Голливуд, хоть это и Аронофски, Япония мне не простит и театр тоже.

— Теперь жалеете? Поехали бы на «Оскара»...

— Совершенно не жалею. Тем более что фильм не о балете. Но популяризацию балету он дал — это приятно. К тому же у меня случилось свое счастье в кино. В прошлом году мы познакомились с Рустамом Хамдамовым — нашим питерским художником и режиссером, человеком, который создает совершенно удивительные миры. Он предложил мне сыграть главную роль в фильме «Бриллианты», и в прошлом году уже состоялась премьера на фестивале в Венеции. Поработав с Рустамом, я ничуть не жалею о «Черном лебеде». Те, кто видел «Бриллианты», думаю, наверняка со мной согласятся.

— Если бы у вас была возможность что-либо в жизни поменять, что бы вы поменяли?

— Мне кажется, мне еще рановато об этом думать. Я слишком увлечена своим делом, чтобы досадовать, обижаться или сожалеть. Конечно, у меня не так все розово и безоблачно, было немало препятствий. И все равно всего, чего хотела, добивалась. Тем более что рядом со мной всегда были люди, которые меня понимали и поддерживали.

— В прямом смысле носили на руках.

— Ну на руках нас только на сцене носят. Хотя в жизни это тоже очень приятно.