Институт имени Егора Гайдара берется предсказать кризис за три месяца — вчера он презентовал опережающий индекс финансовой стабильности России. Первый прогноз получился оптимистичным. Впрочем, не все опрошенные «МН» эксперты с ним согласились.
В четверг Институт экономической политики им. Егора Гайдара презентовал индекс финансовой стабильности, разработанный совместно с финансовой компанией «Открытие». Индекс будет публиковаться раз в месяц и оценивать степень устойчивости экономики страны на три месяца вперед. Чиновникам его пока не предлагают: если инструмент окажется удачным, через год-другой те сами возьмут его на вооружение, говорят разработчики.
«Гайдаровцы» взяли все возможные экономические индикаторы и посмотрели, как они вели себя за три месяца до российских кризисов (1995, 1997, 1998, 2004 и 2008 годов), рассказал завлабораторией денежно-кредитной политики института Павел Трунин. Оказалось, пророческим даром обладают 14 индикаторов, разбитых по четырем группам. Это денежные индикаторы (например, сумма депозитов банков в ЦБ), процентные ставки (скажем, на рынке ГКО-ОФЗ), показатели платежного баланса (в том числе курс рубля) и фондовые индексы (РТС, ММВБ).
Цену на нефть решили не рассматривать, пояснил Трунин: если она колеблется быстро и не сильно, то ни на что не влияет, а если обваливается, кризис наступает тут же, а не через три месяца. Наконец из этих индикаторов синтезировали сводный индекс — чем он выше, тем дела хуже. Ноль означает полное спокойствие, тройка — кризис. Ученые признают: продукт может оказаться бессильным перед кризисами нового типа, а также перед неразумным поведением политиков. И он не догма. Так, накануне кризиса 2008 года в «красной зоне» оказалось лишь половина индикаторов.
Сейчас «в целом устойчивость экономики России высокая», говорит главный экономист «Открытие Капитал» Владимир Тихомиров, индекс — 0,5 (в июле 2008-го — 3). Правда, разработчики индекса оговариваются: стабильность сохранится «в случае отсутствия дополнительных негативных шоков».
Инструментов, способных «предвидеть будущее», в России несколько. Так, Центр развития Высшей школы экономики представляет сводный опережающий индекс с 2000 года, опережающий индикатор ВВП публикует «Ренессанс Капитал» вместе с Российской экономической школой, а английская компания Markit Economics готовит индекс PMI для российского HSBC.
Если проводить сравнение, то «индекс Гайдара» заметил кризис 2008 года с мая-июня. Сводный опережающий индекс Центра развития в эти месяцы был куда как благостным: в отчете за май говорится, что «росту нефтяных цен не видно конца» и даже в августе «еще рано говорить о неизбежности кризиса». Опережающий индикатор ВВП стали публиковать лишь с января 2009 года. Зато английский PMI забил тревогу летом 2008-го, правда, получается, что «гайдаровский» все равно на несколько месяцев прозорливее.
Прогнозами пренебрегать не стоит, говорит Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), где также «предсказывают» будущее для правительства. ЦМАКП удалось рассмотреть кризис 2008 года еще в 2005-м, правда, потом прогноз откорректировали и «отодвинули» крах на 2010 год. Сейчас степень внутренней устойчивости России максимальна за весь посткризисный период, согласен с «гайдаровцами» Солнцев: «Дефолт Греции, на который все заложились и который я считаю неизбежным, Россия выдержит, если устоит финансовая система ЕС в целом». Но уже в 2012 году нестабильность нарастет: упади Греция через год, Россию может и тряхнуть. «Выдержать можно и ядерный взрыв, — мрачно шутит эксперт Минэкономравития Евгений Васильчук. — Вопрос, с какими потерями». Более половины товарооборота у России именно с ЕС, в евро — 40% российских резервов, напоминает он, «и если учесть, что власти ЕС пока мало что предпринимают для выравнивания ситуации, мы при неблагоприятном сценарии можем потерять, например, треть банковской системы».
Индикатор настроений
В России появился новый инструмент для краткосрочных экономических прогнозов
Наверх