18054
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
20923
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10976
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3453
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6989
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6087
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3672
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2703
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
10633
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8610
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6707
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7174
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4785
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3681
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2893
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2820
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3655
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2630
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2637
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4018
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3505
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2528
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2168
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3981
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3970
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2629
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2666
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3043
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2868
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2702
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2889
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5174
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3738
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3412
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2876
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 26/09/2011 Сергей Хачатуров 0 33

Перепись отселения

В столице открылась четвертая биеннале современного искусства

Сергей Хачатуров

Главный проект IV Московской биеннале современного искусства подготовлен австрийским куратором (который по совместительству еще и художник, рок-музыкант, поэт, акционист, профессор в вузах) Петером Вайбелем. Называется проект «Переписывая миры». Дерзкий замысел оказался реализован в формате увлекательной интерактивной игры. Не более того. Но и не менее.

Адепты «эстетики взаимодействия»

Термин «эстетика взаимодействия» был сформулирован теоретиком и куратором современного искусства Николя Буррио в 1990-е годы. Понятие предполагает, что событие искусства рождается не в предметном воплощении, а в создании атмосферы общения, самом процессе коммуникации. Петер Вайбель — большой поклонник идеи взаимодействия, участия публики на правах соавтора искусства. Он считает, что сегодня, в эпоху новых инфотехноологий (интернет, социальные сети в нем), никому не требуется высочайшее разрешение на занятие искусством и сертификат о профпригодности. Твори, выдумывай, пробуй. Выкладывай в сети. Землю попашешь — попишешь стихи. Клавиатура все стерпит. Монитор тоже.

На главных площадках биеннале, в ЦУМ Art Foundation и АRTPLAY, чувствуешь себя словно в игротеке. Тут просят колесико крутануть. Здесь кнопочку нажать. Там в дырочку посмотреть. А вот у этой стенки сфоткаться. И все такое заманчивое, коммуникабельное. Вот только отнюдь не дружелюбное.

Когда входишь в зал Art Foundation ЦУМа, упираешься взглядом в гигантское, выполненное в стилистике стрит-арта (уличного искусства) световое панно чешских художников Михаэля Белицкого и Камилы Б. Рихтер «Сад заблуждения и упадка». Панно — горько-ироничный парафраз босховских «Садов земных наслаждений». Человечки с черными дырами вместо глаз куда-то бегут, на что-то натыкаются, превращаются в скелеты, вспышки мигают то тут, то там, по экрану ползет оптический прицел Сцены самопорождаются информацией, полученной с твитов о творящемся в мире негативе (от эпидемий до терактов). Чем больше их обсуждают, тем чаще появляется соответствующая пиктограмма. Тебя приглашают поуправлять процессом. Уменьшить творящееся зло. Ты можешь выстрелить в негативное событие и тем самым его уничтожить. Хозяин всесильный мира? Как бы не так. Добился ты успехов или нет, не от тебя зависит, а от ситуации на Международном фондовом рынке. Если там индекс растет, то выстрел негатив стирает. Если же падает, негатив не исчезает, а, наоборот, разрастается. И никаких иллюзий. Повлиять на мир мы бессильны. Даже сетью мы управлять не можем. Она рулит нами.

Преодоление в игровой, общительной форме нарратива, линейного времени, возможность одновременного существования в разных клапанах пространственно-временного континуума по-настоящему на выставках впечатляет. В АRTPLAY запомнились работы нашей соотечественницы Ольги Киселевой «Специально для Вас». Надо посмотреть в приборчик вроде тех, которые стоят в кабинетах окулистов. И висящий в темноте большой белый шар окрасится в цвет ваших глаз. Мир приспосабливается под нас? Не тут-то было. Это нанотехнологии берут нас в свой невидимый тотальный плен.

Характерно, что все почти интерактивные игры главного проекта печальные и драматические. Американка Сьюзан Хиллер в тускло освещенном зале повесила 400 наушников, в которых 400 голосов на разных языках свидетельствуют о встречах с НЛО. Провидческие горизонты общения? Или синдром тяжкой коллективной шизофрении?

Индонезийка Тинтин Вулия пустила по залу птички-корочки паспортов разных стран мира. Дорожка из них ведет к игровому автомату с щупальцами-хваталками, теми, что почти всегда безуспешно за монетки цепляют мягкие игрушки. При мне девушке повезло. Щупальца схватили корочку с золотым гербом какой-то страны и кинула в призовой ящик. Внутри корочки страницы паспорта оказались девственно чисты. Резюме: вавилонское столпотворение документов разных стран при невозможности идентифицировать личность. Выдаются документы на вечное странствие. Перепись отселения.

Искусство в квантовой мере

В конце сентября издательство «Медиаком» обещает выпустить книгу Петера Вайбеля «Мир — переписываемая программа?» Это семь теоретических текстов о новых попытках создать большое описание мира (нарратив), которое было немыслимо в «примечательную» и цитатническую эпоху постмодернизма. Новый модернизм в художественных стратегиях, по мнению Вайбеля, опирается на открытия квантовой механики. Изучение элементарных частиц помогает сделать важные обобщения относительно природы современного искусства. Вот слова Вайбеля: «Человеческий индивидуум — это неделимый атом общества. Нейроны — неделимые элементы мозга. По отдельности они неразумны, но их взаимодействие создает разумный мозг. В 1989 году в контексте исследования робототехники появилось понятие «роевой интеллект» (swarm intelligence). Оно восходит к изучению искусственного интеллекта, которое базируется на так называемых агентных технологиях, а именно на сетевых агентных системах, распределенном искусственном интеллекте». Сетевые миры роевой интеллект исправно обнаруживают. Что и доказывают хорошие работы главных экспозиций биеннале.

Заменяющую руки и голову художника умную электронику, творящую фантастические визуальные картины с присутствием стоящих перед ними зрителей, показывает известная в России группа «Электробутик» (в составе Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин). Еще более замысловато выстраивается жизнь буквенных текстов в компьютерных книжках британца Чарльза Сэндисона. Написанные светящимися электронными буквами сочинения Локка и Канта начинают жить по биологическим законам. Буквы и слова размножаются, свиваются в спирали, в цепочки, мерцают танцующими фонариками. По словам художника, их движение и поведение — результат работы генетических алгоритмов, нелинейных уравнений, генератора случайных чисел.

Обнаружение невидимого — еще одна тема разъятого на умные атомы мира. Японец Ясухиро Судзуки сделал волшебной красоты экран из вращающихся двенадцати белых струн. На него он проецирует изображение морского горизонта, которое присутствует как остаточная картинка на сетчатке глаза и затем исчезает, чтобы потом появиться вновь. Сам горизонт — чистая оптическая иллюзия и его обнаружение глазом иллюзорно вдвойне. Из блуждающих частичек строится умная визуальная система. Так же как у знаменитого датского художника Олафура Элиассона. В его работе «Звезда остаточных изображений» восемь прожекторов отбрасывают на стену цветные пятна, которые держатся по четыре минуты 43 секунды. Зритель фиксирует внимание на меняющихся пятнах и прибавляет к ним те, что не существуют, но моделируются сознанием. Зеленый сменяет белый, появляется еще и дополнительный им — красный. Красный и синий рождают лиловый. Цветовые ромбики выстраиваются в умные параллелепипеды с разно окрашенными гранями.

В самом деле, разборка мира до атомарного состояния и новая его артсборка сулят много чего интересного.

Жизнь насекомых

Этой главке очень подойдет эпиграф, что предпослал своему роману «Жизнь насекомых» писатель Виктор Пелевин. Эпиграф из поэзии Иосифа Бродского: «Я сижу в своем саду, горит светильник, // Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых. // Вместо слабых мира этого и сильных — //Лишь согласное гуденье насекомых» («Письма римскому другу»).

При всей увлекательности идеи тотального переписывания миров согласно принципам сетевого, медийного, не линейного, не декартовского пространства и времени, при большом соблазне подчиниться теме нового форматирования арттерритории как отринувшего былые профессиональные узы и правила тотального перфоманса, явленный на главных выставках биеннале результат глобальным значением своим не поражает. Причина, на мой взгляд, в том, что в увлекательной игре в перепись вселенной почти исчез герой — Человек. Когда мы смотрим на мир в микроскоп, высчитываем электронные алгоритмы, мы приобретаем массу дополнительной информации при отсутствии главной, от чего можно задаться вопросом известных российских граффитистов «Зачем?» Антропоморфное измерение было и остается условием синтеза искусств. Разложение мира на пиксели, иллюзия безудержного непрерывного коннекта всех со всеми в сети, «роевой интеллект» это, по моему мнению, во многом модификация того, что в старинные времена в искусстве называли «инсектным жанром», кунсткамерой с насекомыми.

На выставке в АRTPLAY имеется занятная работа «Жизнеписец» двух европейцев, Кристы Зоммерер и Лорана Миньоно. На вернисаже Лоран с видимым наслаждением показывал мне чудесную старинную пишущую машинку, переформатированную с помощью новейших компьютерных технологий. Стучишь по литерам — на экран проецируются буковки, которые тут же превращаются в пауков, начинающих метаться в поисках съедобного текста. Они набрасываются на новые буквы, жрут их и размножаются. Скоро весь лист покрывается бегающими электронными букашками. Такая вот умная игра «роевой интеллект». Что нового она, как и многие другие игры, созданные на основе программ с генетическими алгоритмами, привносят в знание о человеке? Помогают ли они его самопознанию? Или упраздняют логос и утверждают приоритет в культуре индустрии развлечений и того же инсектного жанра? Вопросы, над которыми хорошая и честная по отношению к сегодняшним артресурсам экспозиция Вайбеля заставила задуматься.