16210
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
18201
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9729
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3071
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6144
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5326
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3277
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2419
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9250
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7610
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
5874
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6383
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4251
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3268
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2622
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2559
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3207
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2352
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2375
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3673
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3204
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2366
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2058
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3585
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3522
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2357
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2386
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2728
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2570
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2415
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2585
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4646
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3341
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3062
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2584
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 03/08/2011 Дмитрий Циликин 0 20

Михаил Мессерер: «Для меня было важно, чтобы о нашем театре говорили»

Петербургский Михайловский театр закрыл 178-й сезон «Лебединым озером» Александра Горского — Асафа Мессерера. Минувшей весной этот спектакль, привезенный в Москву «Золотой маской», стал одним из главных событий сезона. О воскрешенном легендарном балете, о том, почему он так и не получил высшую театральную награду, и об итогах сезона вообще Дмитрий ЦИЛИКИН разговаривает с главным балетмейстером театра Михаилом МЕССЕРЕРОМ.

Петербургский Михайловский театр закрыл 178-й сезон «Лебединым озером» Александра Горского — Асафа Мессерера. Минувшей весной этот спектакль, привезенный в Москву «Золотой маской», стал одним из главных событий сезона. О воскрешенном легендарном балете, о том, почему он так и не получил высшую театральную награду, и об итогах сезона вообще Дмитрий ЦИЛИКИН разговаривает с главным балетмейстером театра Михаилом МЕССЕРЕРОМ.

— Как вы оцениваете итоги сезона?

— Сезон выдался интересный. Прежде всего тем, что у балета Михайловского театра появился художественный руководитель — им стал Начо Дуато. Артистам было необыкновенно интересно работать со столь талантливым человеком.

Кроме того, театр впервые в своей истории представил в Москве на фестивале «Золотая маска» три премьеры сезона-2009/10: оперу «Иудейка», балеты «Лебединое озеро» и «Минорные сонаты» Славы Самодурова.

— Высшая российская театральная премия прежде в упор не видела Михайловский театр, а сейчас сразу 13 номинаций. Как объяснить такой прорыв?

— В первую очередь усилиями нашего генерального директора Владимира Кехмана. Он не только зорко следил, чтобы в сезоне не прекращалось достойное финансирование (а без этого мы не сделали бы новых постановок), но и помогал музыкальному руководителю Петеру Феранецу и мне ценнейшими советами и идеями при выборе названий и постановке спектаклей, выдвинутых на «Маску».

— Можете привести пример ценнейшего совета?

— Кехман — человек от рождения музыкальный и тонко чувствующий театр, в чем я не раз убеждался. На сценическом прогоне «Лебединого озера» он, оговорившись, что это суждение не руководителя, а зрителя, спросил: не кажется ли мне, что в последнем акте лучше будет, если герои сделают то-то и то-то? А я с самого начала так и планировал, на первых репетициях так и ставил, но потом из-за сжатого репетиционного периода это оказалось упущено. Конечно, я поблагодарил Владимира Абрамовича и настоял, чтобы артисты точно выполнили первоначальное решение.

— Кстати, об артистах — как вы можете оценить динамику развития труппы?

— Не могу сказать, что знаю ее давно, познакомился лишь в 2007-м, после того как ее возглавил Фарух Рузиматов. А я, работая в Мариинском театре, стал ходить в Михайловский. За сезон уровень труппы вырос настолько, что когда меня попросили организовать гастроли Михайловского балета в Лондоне, взялся за это.

— Все премьеры сезона — работы Начо Дуато, ближайшая — его же «Спящая красавица». Значит ли это, что труппа будет дотанцовывать классику, постепенно превращаясь в авторский театр Дуато?

— Мы не отказываемся от классики, а работа с актуальной хореографией, по расчетам театра, только улучшит нашу труппу. Со мной согласны и Начо, и Кехман: мы должны ставить минимум один классический спектакль в сезон, чтоб не регрессировать. Мы думаем и о том, чтобы у наших ведущих артистов и у всей труппы было «сбалансированное меню», чтоб их академические навыки постоянно подпитывались новыми классическими работами, чтобы не было застоя. Ноакцент все равно будет на выдающейся дуатовской хореографии.

— Обидно, что на «Золотой маске» ваше «Лебединое» ничего не получило?

— Нисколько. Я сам в свое время работал в жюри «Маски» и прекрасно знаю, что во многом это лотерея, порой все решает один голос. Жюри состоит из творческих работников, и решения в значительной степени отражают их творческие пристрастия, это естественно. А вот само выдвижение не только почетно, но и полезно. Для меня как для руководителя было важно, чтобы о нашем театре говорили, чтобы его обсуждали, причем не желтая пресса, а наконец-то серьезная критика. Этих конкурсов прошло уже 17, в каждом выдавалось какое-то количество призов, и сейчас, лишь немного утрируя, можно сказать, что «Золотая маска» есть почти у всех. А дискуссия о том, почему «Лебединое озеро» не получило «Маски», заняла места гораздо больше, чем упоминание работ, «Маску» выигравших. Причем 99% высказываний было за то, что «Маску» нам следовало дать, и — несправедливо, что не дали. В случае же присуждения «Маски» такой, в хорошем смысле, рекламы мы бы не получили.

— Вокруг вашего «Лебединого» развернулись текстологические споры. В чем их суть?


— Известный московский специалист высказал суждение, будто редакция Асафа Мессерера (Большой театр, 1956), которую я перенес в Михайловский, вытеснила из нашего репертуара «Лебединое озеро» Николая Боярчикова, поставленное по «Лебединому озеру» Федора Лопухова. Но имеет место небольшая путаница в головах тех, кто так считает. Впрочем, я и сам, когда меня пригласили на эту постановку, тоже думал, что здесь идет спектакль Боярчикова, базирующийся на воспоминаниях о его участии в замечательном спектакле Лопухова. Но то, что я увидел на сцене Михайловского театра, сильно напоминало лоскутное одеяло. Какие-то элементы сохранились от версии Боярчикова, но в целом текст с годами был сильно изменен балетмейстерами-репетиторами. Некоторые танцы целиком перенесли из идущей много лет в Кировском— Мариинском театре редакции К.М. Сергеева, в творческом споре с которой Лопухов как раз и ставил свой спектакль. Это происходило примерно так: «Слушай, что-то у нас вальс лебедей не как у людей, давай-ка сделаем его нормальным, как в Кировском». А завтра мазурку — она тоже «ненормальная». Иногда это проделывали даже не со всем танцем, а с отдельными частями. Так что спектакль был сшит именно из лоскутов.

— Как на Западе в афишах пишут After Petipa, даже если Мариус Иванович этого вообще никогда не ставил?

— Это было very much after Боярчиков after Лопухов. Один знаток питерского балета мне сказал: «Ну как же, в этом спектакле были кусочки от самого Петипа: например, в вальсе первого акта танцевали на табуретках!» Я долго с удовольствием смеялся: взрослый человек всерьез полагает, что факт нахождения на сцене табуреток доказывает, что это хореография Петипа. На самом деле табуретки, пожалуй, — единственное, что там оставалось аутентичного. Разумеется, первое, что я предложил, — пригласить Николая Николаевича Боярчикова почистить свой спектакль. Но он отказался возвращаться в любом качестве (Боярчиков занимал пост главного балетмейстера и покинул театр с приходом Владимира Кехмана. — Ред.). В воздухе витала идея перенести редакцию Сергеева целиком, однако у меня были серьезные сомнения, что тут мы сумеем составить конкуренцию мариинской труппе. Я предлагал и ряд современных вариантов, прежде всего балет Мэтью Боурна, но это оказалось сложно по творческим и прочим причинам. Так возникла мысль о «московской» редакции. Но обвинять меня в том, что она якобы вытеснила прекрасный спектакль Лопухова, совершенно несправедливо.

— Считается, что на хорошей хореографии артист растет. Справедливо ли обратное? Или он должен быть послушным инструментом хореографа?

— То и другое. Он обязан быть инструментом. Но объективно: на плохой хореографии он деградирует, а на качественной — растет.

— Почему в таком случае не снять идущего в Михайловском театре вульгарного «Спартака» в постановке Георгия Ковтуна?

— Мне не хотелось бы сейчас обсуждать конкретные названия, скажу лишь, что репертуарная политика любого театра — вещь сложная, а тем более театра центрального, такого как Михайловский. К тому же сейчас мы как раз обсуждаем, какие спектакли следует, может быть, показывать не каждый сезон. Театр не может без конца расширять репертуар, а теперь в нем появилось сразу четыре спектакля Начо Дуато (два его старых шедевра и два одноактных спектакля, поставленных специально для нашей труппы), они мгновенно завоевали симпатии публики — билетов на них не достать. Стратегически важно, чтоб артисты работали с первоклассным современным автором. Замечательно, что г-н Кехман сделал все, чтобы Начо приехал в наш театр. Это повлияет на балет России в целом.

— Зато в афише следующего сезона, во всяком случае, сентябряоктября я не обнаружил балета «Лауренсия» в вашей постановке. А в одном интервью Дуато несколько саркастически заметил, что нигде не видел столько стилизованного испанского танца, как в русских балетах. Быть может, «Дон-Кихот», «Пахита», «Лауренсия» худруку-испанцу кажутся клюквой?

— Не думаю. Но, пожалуй, они и впрямь не могут не раздражать чувство аутентичности. Так же, как глазу россиянина трудно смотреть на клюквенные изображения России.

— Странно. Не требовать же от, допустим, «Турандот» Пуччини китайской достоверности, если главным дирижером театра окажется китаец. А «Лауренсия», эксклюзив Михайловского театра, показанный на гастролях в Лондоне, попал в шорт-лист National Dance Awards Critics Circle — национальной британской премии, присуждаемой авторитетными и требовательными критиками. По их мнению, вышедший в вашей редакции спектакль Вахтанга Чабукиани оказался одним из трех лучших балетов, представленных в Великобритании за сезон.

— Да, это было лестно — ведь в Лондоне гастролируют все лучшие труппы мира, а британский балет славится собственными хореографами. Нам такая оценка была тем приятнее, что одновременно с Михайловским театром в Лондоне выступал Большой.

— Который был отмечен этой наградой за исполнительские, но не за постановочные достижения.

— От наших удачных гастролей великий Большой не стал меньше. Но наши выступления содействовали успеху русского балета в целом. Теперь в сознании британцев существуют не две русские академические труппы, как считалось раньше, а три: Мариинский, Большой и Михайловский.