17232
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19921
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10437
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3250
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6572
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5718
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3456
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2540
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
10029
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8185
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6330
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6810
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4534
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3476
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2742
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2673
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3396
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2472
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2491
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3832
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3368
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2440
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2108
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3766
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3751
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2479
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2512
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2869
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2703
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2544
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2721
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4934
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3548
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3225
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2710
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 06/06/2011 Сергей Хачатуров 0 12

Редукция пышности

Открылась 54-я Венецианская артбиеннале

Смотр оказался самым представительным за всю почтенную историю самой большой выставки достижений мирового художественного хозяйства.

Швейцарский куратор Биче Куригер назвала биеннале двусоставным словом ILLUMInations. Оно подразумевает бинальный аспект исследования: Национальное и Просветительское. Точнее: определение своего места в этническом столпотворении нынешнего Вавилона благодаря свету искусства. По традиции экспозиция биеннале разделена на две части: кураторский проект в старинном Арсенале и национальные павильоны в Джардини. Своими национальными павильонами участвуют рекордное количество стран: 89. Многие впервые. При входе в Центральный павильон кураторского проекта Джардини зрителя встречают три картины великого веницейского маньериста XVI века Якопо Тинторетто «Перенесение тела Святого Марка», «Тайная Вечеря», «Сотворение животных». Три великих картины становятся пропилеями в экспозицию. По мысли Биче Куригер, живописная энергия Тинторетто антиклассична. Он может считаться мастером contemporary art. Диалог с ним интересен сегодня.

Действительно, можно, увлекшись замечательным каталогом биеннале и умными статьями в нем, рассуждать о мистической природе света Тинторетто, о том, что «просвещение» подразумевает и сакральный аспект, от мистиков до философов Нового времени, о том, что на тему маньеризма и старой живописи рефлексируют сегодня художники (на биеннале в беседу с изобразительным миром Тинторетто включились мэтры Моника Бонвичини, Джеймс Туррелл, Кристофер Вул). Вроде бы ждешь от экспозиций чего-то такого, что обычно предлагает куратор Жан-Юбер Мартен: вселенского сопряжения всего со всем, примечания тех шифров и следов, что соединяют барокко и постмодерн, Веронезе и Монику Сосновски, академический кабинет натуральной истории и современное искусство художников Океании. Несмотря на то что имя Мартена на выставке прозвучало (благодаря его кураторству над одним из лучших павильонов — Франции с персональным проектом Кристиана Болтански), заглавное впечатление от колоссального смотра биеннале скорее радикально оппозиционно идее расточительной роскоши вселенского культурного общения.

Главное наблюдение: самоидентификация и самоощущение художников, включенных в различные этнические, социальные системы коммуникации реализуются на пути минимализации языка общения, редукции постмодернистской, во многом декоративной «контекстуальности». Кажется, от этого мир устал. Пришла пора говорить точно, скупо и по существу, отказываясь от вычурных интеллектуальных игр в бисер. Более того, всеразъедающая ирония концептуализма уступила место новому доверию значимости формального языка искусства.

Для иллюстрации этого тезиса приведу наиболее запомнившиеся и характерные примеры. Первый — включенная в основной проект биеннале на правах «парапавильона» (удачный ход куратора Куригер, отдавшей нескольким художникам большие выставочные площади для воплощения монументальных изобразительных, пространственных тем) инсталляция китайца Сонг Донг Enclosure Movement. Более сотни старых обшарпанных дверей, в основном от выброшенных шкафов и гарнитуров выстраивают гигантский дом-лабиринт с лестницами, переходами, лоджиями. Каждая дверь — память истории конкретной семьи, судьба чья-то, биография. Все вместе держат оборону мира личного, чуждого фальши и политической лжи. Потому визуальная нищета их драгоценна. Сама инсталляция выполнена изумительно хорошо. Пространство насыщается и живет. В нем нет неоформленных инертных зон. Одновременно поражает простота конструкции, ее аскетизм. В России, кстати, подобные темы близки Александру Бродскому, мастеру доверчивой меланхолии памяти.

Архитектурный каркас и простота его воплощения стали на биеннале неким лейтмотивом. Эти простые конструкции словно гарантируют художнику возможность говорить честно, точно, по существу и искренне. Не позволяют быть аморфным, необязательным и лживым. Второе сильное впечатление: павильон Франции с инсталляцией Кристиана Болтански Chance. В оплетших зал строительных лесах словно в кинопроекторе ползет лента из больших снимков родившихся младенцев. В глубине зала мелькают фрагменты различных лиц, собрать которые может каждый простым нажатием кнопки и остановив мелькание в момент. Отображенная комбинация будет вашей. В компартименте павильона бегут цифры с данными о родившихся младенцах в каждое мгновение времени. Чудо рождения жизни представлено в своей абсолютной простоте, как любезная именно французам метафизическая механика. Контакт с этой высшей механикой потрясает. В павильоне чувство благоговения и благодарности сменяется тревогой и страхом. И все-таки радость, что вот оно, движение жизни.

Похожее сильное впечатление благодаря простым структурам производит павильон России (комиссар Стелла Кесаева). Удивительно дело: выставка посвящена искусству концептуалиста Андрея Монастырского, вроде бы бегущего от всего того, что ассоциируется с прямой речью и разговором по существу. Стратегия ускользания для концептуализма принципиальна. Однако экспозиция на двух этажах выстроена так, что получился во многом портрет-биография. Искренний и честный. На первом этаже — документация возглавляемой художником группы Коллективные действия. На втором — архив группы и в главном зале тоже «простая структура»: нары по периметру и вытащенные из лагуны сваи для лодок в виде пирамиды в центре. Плакат с надписью «Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь не был и не знаю ничего об этих местах». Куратор Борис Гройс рассказал, что трехъярусные нары по периметру не только оппозиционное художнику символическое обозначение социума с его репрессивной природой. Это также и апелляция к востребованной сегодня поэтике постконцептуального минимализма, ассоциирующегося с работами Дональда Джадда, к примеру. То есть те же простые структуры, гарантирующие искренность и честность. Портрет адепта аскетичного искусства, в котором пустотные зоны (так называется выставка русского павильона), паузы становятся методом самопознания, обрел достойное ему аскетичное обрамление.

Прежде чем сказать о самом сильном положительном впечатлении выставки, скажу о самом сильном отрицательном. Это инсталляция Аниша Капура Ascension. Диаметральный вектор в отношении простоты, честности, скромной чуткости. Художник просто оскорбил пространство великого палладианского интерьера церкви Сан Джорджо Маджоре. В белоснежный космический купол вставил отвратительную нержавеющую вытяжку. Колонны подкупольного пространства закрыл гнуснейшими щитами с вентиляторами. Из какой-то шайбы на полу в центре под куполом пустил кверху спиральный белый дым. Ничего не получилось. Дым звездных амбиций быть наравне с гениями застил Анишу глаза. Работа Капура — это карикатура на то, от чего лучшие проекты биеннале категорически отмежевались: от ставки на дешевые по мысли, но дорогие по рыночной стоимости аттракционы.

Главное личное предпочтение вашего корреспондента на биеннале: павильон Греции с работой художницы Диоханди (Diohandi) Beyond Reforme. Пафосный в византийском стиле фасад павильона художница спрятала в футляр из вкусно пахнущих досок. Входишь в этот простой куб и ступаешь на узкую дорожку, что оказывается ниточкой суши в бассейне воды, в который превращена площадь всего павильона. Перспективу отмечает узкая вертикальная полоска розового света. Дорожка тянется к полоске, поворачивает перед ней, и ты у выхода. Пока идешь — странно переполняет тебя восторг от идеально продуманного, чисто смоделированного пространства и тревога за его уязвимость и иллюзорность. В ушах едва слышный транслируемый откуда-то однотонный звук напряжение усиливает. По-моему это апофеоз темы «простая структура». И ее идеальная точность, антидекоративность позволяет глубже всего задуматься на темы извечного диспута пространства и времени, незащищенности мира, хрупкости наших знаний о нем.

Лучшим павильоном биеннале, удостоенным «Золотого льва», жюри был выбран павильон Германии с персональной экспозицией Кристофа Шлингензифа (Christoph Schlingensief). Это очень деликатное решение постольку, поскольку приглашенный участвовать в биеннале художник умер почти за год до открытия форума. Куратор Сюзанн Гэнсхаймер (Gaensheimer) сделала подобие мемориальной экспозиции о проектах Шлингензифа, кинорежиссера, театрального режиссера и художника. Павильон превращен в сценическую капеллу, воспоминание о сделанном художником спектакле — оратории группы Флюксус. Помимо этого представлена документация других идей и образов Шлингензифа, включая создание им «оперной деревни» в столице африканской страны Буркина-Фасо.