Согласно последнему отчету Страсбургского суда, Россия в 2010 году поставила новые рекорды и создала новые прецеденты в области нарушения прав человека. Чем именно мы на этот раз смогли поразить европейцев, разбиралась специальный корреспондент «МН».
В отчете Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) констатируется, что в 2010 году Россия заняла второе место после Турции по числу принятых постановлений с фактами попрания гражданских прав. При этом наша страна по-прежнему лидирует с большим отрывом от всех остальных по количеству жалоб, которые Евросуд еще не рассматривал. Жалоб от россиян скопилось свыше 40 тыс. (это примерно 28% от общего количества), в то время как от турок – всего 15 тыс. (11% от общего числа). Вслед за «лидерами» идут Румыния (12 тыс. жалоб), Украина (10,5 тыс.), Италия (10 тыс.) и Польша (6,5 тыс. жалоб).
ЕСПЧ функционирует больше полувека, но количество жалоб начало расти в арифметической прогрессии только с конца 90-х прошлого века, когда Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована всеми странами Совета Европы. В итоге сам суд оказался на грани коллапса – он просто не в состоянии рассматривать сотни тысяч жалоб в разумные сроки. Значительная их часть до рассмотрения по существу не доходит и бракуется по различным формальным признакам. Так, в прошлом году из России в Страсбург поступило 14,3 тыс. жалоб, а 6,9 тыс. из общего числа на тот момент скопившихся признали неприемлемыми. Таким образом, ЕСПЧ сам стал виновным перед европейцами в том, за что постоянно наказывает государства, – в нарушении разумных сроков рассмотрения дел, то бишь волоките.
«Общее количество нерассмотренных дел настолько велико, что даже если бы сейчас ввели мораторий и прекратили принимать новые жалобы, понадобилось бы много лет, чтобы рассмотреть все имеющиеся», – сказал председатель ЕСПЧ Жан-Поль Коста еще в начале прошлого года. Тогда все взоры, полные надежды, были обращены в сторону России. Наша страна – единственная из всех государств Совета Европы отказалась ратифицировать протокол №14 к Конвенции, в котором заложена реформа, призванная модернизировать и ускорить судопроизводство. В итоге этот процесс затянулся на несколько лет, и лишь в январе прошлого года Госдума приняла столь <a href=” http://www.vremya.ru/2010/5/46/245480.html”>долгожданное решение</a>. В силу протокол вступил с июня, и, как отметил г-н Коста в своем выступлении, посвященном итогам ушедшего года, эффективность реформы должен продемонстрировать год наступивший.
В ушедшем году Турция опередила Россию по количеству принятых против нее постановлений ЕСПЧ (228 постановлений против 204). Однако произошло это во многом благодаря принятию у нас федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Закон появился под давлением ЕСПЧ, который отказался рассматривать аналогичные жалобы наших граждан. Ими суд был завален, но, рассудили в Страсбурге, рассматривать их – только тратить попусту время, нужно решать проблему системно. Новый закон позволяет всем пострадавшим от волокиты восстановить свои права и получить компенсацию за их нарушение в России. И как только закон в мае прошлого года вступил в силу, ЕСПЧ объявил о том, что не станет принимать жалобы на волокиту, пока россияне не используют <a href=”http://www.vremya.ru/2010/179/51/262058.html”>новый механизм восстановления прав</a>
Таким образом, поток слез из России несколько обмелел. Но нам по-прежнему есть чем «гордиться». В отчете ЕСПЧ за 2010 год перечислены наиболее знаковые дела, на основании которых были созданы прецеденты. Таким стало дело «Ранцев против Кипра и России» – первое дело, в котором речь шла о международной торговле людьми. ЕСПЧ наказал власти Кипра, которые фактически отказались расследовать обстоятельства гибели россиянки, оказавшейся в рабстве, списав все на самоубийство. Но и российские власти были наказаны за то, что не смогли должным образом скооперировать работу с кипрскими коллегами в этом расследовании.
Кроме того, в России был изобретен новый вид пыток и бесчеловечного обращения, запрет на применение которых устанавливает ст. 3 Конвенции. Это дело «Слюсарев против России». ЕСПЧ в апреле принял решение в пользу заключенного, который пожаловался на то, что в тюрьме в течение нескольких месяцев ему запрещали носить очки и он чувствовал себя совершенно беспомощным. Надо сказать, что ненадлежащие условия содержания в тюрьмах и колониях по-прежнему однаиз основных российских проблем. Тесные, душные, темные камеры, клопы и тараканы, курящие соседи – вот наиболее часто встречаемый перечень жалоб, а все это в Страсбурге приравнено к пыткам.
Еще одним знаковым для Европы стало дело «Искандаров против России». В сентябре ЕСПЧ признал Россию также виновной в бесчеловечном обращении с оппозиционером и лидером Демократической партии Таджикистана Махмадрузи Искандаровым. Пять лет назад он просил в Москве политического убежища, но в результате был похищен и тайно вывезен к себе на родину, где теперь отбывает 20-летний срок заключения.
Нарушением запрета на применение пыток и бесчеловечное обращение в апреле была признана и возможная экстрадиция из России в Колумбию ветерана арабо-израильских войн, бывшего подполковника армии Израиля 67-летнего Яира Гала Клейна. Там его еще 10 лет назад заочно приговорили по обвинению в пособничестве террористам.
Прецедентным также стало дело «Александр Зайченко против России». В феврале прошлого года ЕСПЧ признал нарушение права обвиняемого на защиту, так как суд в основу обвинительного приговора ему положил показания, данные им инспектору ГИБДД, когда тот остановил его машину и осматривал ее. То есть это было сделано до официального задержания человека и предъявления ему обвинения.
Также ЕСПЧ особо отметил в своем отчете дело «Константин Маркин против России», в котором обнаружил дискриминацию по половому признаку, когда военнослужащим-женщинам разрешают брать отпуск по уходу за ребенком, а военным-мужчинам – нет. Однако впоследствии это вызвало негативную реакцию у Конституционного суда РФ.
«Узниками совести» – жертвами нарушения прав на свободу вероисповедания, а также на свободу собраний и объединений – в ушедшем году стали «Свидетели Иеговы». Их жалоба на российские власти, отказавшие в регистрации московской общины, была удовлетворена ЕСПЧ в июне прошлого года.
