Новые московские римляне
В любом обществе каждая новая элита стремится к закреплению своей власти. Для этого важно показать ее связь с традицией и классической культурой. Сегодняшняя русская элита, в чьих руках оказались огромные деньги, также интуитивно обращается к классическому наследию — исходя из собственного понимания прекрасного. Фотосерия «Times New Roman. Эпизод 3: Москва» Тимофея Парщикова, вышедшая в финал премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года», посвящена именно этому явлению. Спрос на псевдоантичные статуи на Рублевке стабильно высок — златокудрый Аполлон во дворе или интерьере нового феодального замка служит символом преемственности от «большой культуры».
Тимофей Парщиков о проекте «Times New Roman. Эпизод 3: Москва»
— Завоевав античную Грецию, римляне принялись массово воспроизводить греческие скульптуры. Греческая культура к повторению своих образцов относилась прохладно. Для них это был, как сейчас бы сказали, безвкусный китч. Тем не менее римские копии стали образцами высокой классической культуры, а массовость их производства не привела к уменьшению культурной ценности. Так, когда в Риме в 1930-е годы наткнулись на целую фабрику копий Венер и Аполлонов, различавшихся только степенью сохранности, они сразу же разошлись по лучшим музеям Италии. Римские копии служили примером ренессансным скульпторам, а тех копировали во все последующие эпохи. В результате сегодня в Лувре наравне сосуществуют три копии Геракла Фарнезского — XVI, XVII и XVIII веков.
Скульптуры из гипса и мрамора, продающиеся вдоль американских, европейских, а сегодня и китайских и российских дорог, продолжают эту традицию. Стремительное появление новой русской элиты, аккумулировавшей огромные деньги и власть, требует очередного возвращения «римлян», на сей раз в Московский регион. Если социальный механизм обращения к классике останется прежним, то и современные московские копии должны вскоре занять свое место в музеях.
«Московские новости» публикуют отдельные фотографии проекта. Другие работы из серии «Times New Roman. Эпизод 3: Москва» можно увидеть на выставке номинантов премии Кандинского в здании бывшего кинотеатра «Ударник» до 10 ноября.