«Моя жена спускалась с лестницы, ведущей к переходу, и угодила прямо под проносящийся мимо поезд. Удар был настолько сильный, что, кроме рук, все кости в ее теле были переломаны. Трагедия случилась 18 января 2013, а 23 числа здесь аналогичным образом погиб еще один человек».
Всего за несколько дней репост этой записи журналиста Сергея Соболева опубликовали у себя на страницах больше пяти тысяч пользователей Facebook. 25-летняя супруга Сергея Елена погибла под колесами скоростной электрички на пешеходном переходе у станции «Салтыковская» горьковского направления московской железной дороги. Возложив ответственность за ее смерть на руководство РЖД и власти Балашихи, Сергей развернул общественную кампанию за строительство безопасных пассажирских объектов и фактически вынудил чиновников пообещать, что новый переход будет построен.
По данным активиста из Балашихи Сергея Скоробогатова, начавшего собственное расследование происшествия, из-за плохо организованного переезда на «Салтыковской» ежегодно погибают около 30 человек. «Параллельно друг другу здесь идут сразу три пути: два — для электричек, третий — для скоростных поездов. Светофоры работают несогласованно: когда на двух путях горит зеленый свет для пешеходов, на третьем пути – разрешающий сигнал для поезда», — рассказывает активист.
Еще в 2010 году бывший руководитель администрации Балашихи Раиль Галеев в интервью агентству РИА-Новости заявлял о планах строительства подземного перехода через железнодорожные пути у Салтыковки. Но сроки выполнения работ сдвинулись с 2012 на 2015 год. В генплане, расчитанном на 30 лет и опубликованном на сайте администрации Балашихи, никаких данных о строительстве перехода вообще нет.
В РЖД считают, что в нем нет просто никакой необходимости. «Существующий переход был построен в 2010 году с соблюдением всех технических требований по безопасности. Он оборудован звуковой и световой светофорной сигнализацией, предупреждающей о приближении поезда», — заявляют в пресс-службе компании. Кроме того, РЖД отрицает гибель десятков людей на переходе в Балашихе. По официальной статистике в 2012 году здесь были травмированы четыре человека, а в 2013-м — уже два.
И все же шансы на то, что подземный переход в Салтыковке появится в скором времени, есть. После резонансной истории семьи Соболевых, с визитом в Балашиху собрался исполняющий обязанности губернатора Подмосковья Андрей Воробьев.
«Я поеду в Балашиху, и поеду на этот переезд. Я буду разбираться, смотреть и принимать решение, которое должно исключить смерти. То, что я видел, то, что говорят люди в сюжете по телевидению, — это страшно», — заявил он РИА Новости.
Не менее страшно выглядит официальная статистика всех несчастных случаев на железной дороге в московском регионе. «В 2012 году в результате 1317 случаев транспортных происшествий 864 человека погибли, 633 человека получили травмы на путях перегонов, 416 были травмированы на путях железнодорожных станций. На пассажирских платформах в 2012 году пострадали 295 человек», — такие данные приводит пресс-служба Центральной пригородной пассажирской компании.
Активисты требуют безопасности
В Подмосковье есть несколько железнодорожных переходов, пользующихся дурной славой у местных жителей. Один из них находится недалеко от станции «Павшино» в Красногорске. Вечером, 8 октября 2012 года здесь под колеса электрички попали 18-летний Кирилл Стариков и его девушка Александра Косякова. Юноша скончался на месте, девушка потеряла ногу. Ровно через месяц поезд раздавил на этом же переходе 19-летнего Игоря Козлова. Еще один молодой человек — Андрей Мирзоев — погиб на этом же самом переходе 10 мая 2012.
Друзья Александры Косяковой создали группу Вконтакте, с помощью которой собрали почти 700 тысяч рублей на лечение девушки. Администратор сообщества и близкая подруга Саши Инна рассказывает, что сейчас девушка проходит курс реабилитации.
«Саша заново учится ходить. Одна нога у нее ампутирована по колено, вторая в районе ступни не двигается и находится в «балетном» положении. Смещены кости таза, была черепно-мозговая травма, из-за которой она продолжительное время находилась в коме. Сейчас она учится ходить на костылях, потом ей установят протез,» — рассказывает Инна.
Родители одноклассников Александры Косяковой написали обращение к генеральному директору ОАО «Российские железные дороги» с требованием построить безопасный переход через рельсы в Павшино. К ним присоединились гражданские активисты Михаил Чичков и Евгения Яковлева, которые создали инициативную группу и организовали сбор подписей под петицией в поддержку строительства Павшинского перехода. В конце декабря прошлого года активисты получили ответ на запрос из Московской межрегиональной транспортной прокуратуры о том, что переход построят уже в 2013 году.
Другая инициативная группа, выступающая за строительство пешеходного перехода через железную дорогу, сформировалась в Хотьково. На этой станции тоже регулярно гибнут люди. 13 декабря 2012 под колесами поезда погиб 16-летний студент строительного колледжа, хоккеист местного клуба Андрей Зуденков. «Скорая» отвезла еще живого подростка в Центральную районную больницу Сергиева Посада. Но спустя час Андрей скончался от полученных травм.
По словам гражданской активистки и администратора местной инициативной группы Юлии Булыгиной, в этом же самом месте с интервалом в несколько месяцев произошли еще два несчастных случая. Булыгина была очевидцем обоих. Именно поэтому она вместе с другими жителями Хотьково обратились к администрации города и железнодорожникам с просьбой построить надземный или подземный переход через дорожные пути.
«Наш город фактически поделен железной дорогой на две части: в одной жилые дома, в другой — госучреждения: школы, больницы, детсады. Каждый день через рельсы ходят практически все в Хотьково. А московская электричка вылетает из-за поворота, многие ее замечают, когда она уже совсем близко».
Уже месяц Юлия ждет ответа на свой запрос из приемной РЖД.
Тысячи вместо миллиона
Многие родственники погибших и пострадавших на железнодорожных путях, пытаются отсудить у РЖД компенсацию за причиненый вред. Родные сбитого электричкой в Трехгорке в феврале 2012 года Анатолия Голованова подали иск в Мещанский суд Москвы на возмещение морального ущерба в 1 миллион и материальных затрат на сумму 100 тысяч рублей. Кроме того, мать подростка Алена Голованова потребовала строительства перехода на станции в Одинцовском районе, где погиб ее сын.
«Толя ехал на взвешивание для юношеских Олимпийских игр мира. Ради его спортивного будущего мы и приехали в Москву. Наш сосед Алексей, который был на месте трагедии, рассказал, что наклонился завязать шнурок, а когда поднял голову, моего сына уже не было. Я была настолько убита горем, что сначала вообще не могла нормально реагировать на происходящее. Долгое время лежала в кризисном центре, пытаясь прийти в себя. Потом мне позвонили журналисты и предложили бороться за свои права в суде».
«99% подобных дел удается выиграть, но компенсации присуждаются мизерные, — рассказывает генеральный директор «Общества помощи пострадавшим» Игорь Декин. — Если возбуждено уголовное дело в отношении машиниста или какого-то должностного лица из РЖД, сумма может доходить до 500 тысяч рублей. Если в возбуждении уголовного дела отказано, что случается в подавляющем большинстве случаев, компенсации гораздо меньше». Фирма Декина специализируется на юридической помощи родственникам погибших в результате несчастного случая. Как правило, вознаграждение общества составляет 35% от присужденной компенсации.
«Компенсация морального вреда для близких родственников погибших на железнодорожных путях составляет порядка 60-90 тысяч на человека. Для бабушек и дедушек эта сумма сокращается до 30-40 тысяч, а для дяди или тети — до 10 тысяч. Оспаривать присужденную сумму практически бесполезно. Также в судах принимается во внимание наличие у погибшего алкогольного опьянения в момент смерти. Кроме того, имеет значение то, в каком суде рассматривается дело. Например, Мещанский суд обычно присуждает небольшие компенсации, в Зюзинском они, как правило, выше», — говорит юрист.
Иск подается по статье №1079 Гражданского кодекса, согласно которой владелец средства повышенной опасности, в данном случае РЖД, обязан компенсировать причиненный вред. Избежать выплат РЖД может, только если произошло самоубийство или несчастный случай вследствие непреодолимой силы. Например, если человека выбросило под поезд цунами.
С момента гибели Толика Голованова скоро пройдет год, но его дело в Мещанском суде Москвы почти не сдвинулось с мертвой точки. Как рассказывает адвокат семьи Вера Гусева, в возбуждении уголовного дела Следственный комитет по Московской области отказал сразу. После этого сторона истца подала жалобу на решение СК в прокуратуру и попросила обязать РЖД установить пешеходный переход на территории «Трехгорки». Первое требование было повторно отклонено, второе — проигнорировано.
«Нам удалось добиться только моральной компенсации в размере 150 тысяч. Также были частично возмещены деньги, потраченные на ритуальные услуги. В оплате сопровождения «груза 200» сначала отказали, потом удовлетворили».
По утверждению Гусевой, к представителям РЖД суд всегда относится благосклонно. «Как правило, суды удовлетворяют иски, но серьезно снижают суммы компенсации морального вреда». В случае Толи Голованова истцы требовали миллион рублей, но сумма была снижена до 150 тысяч. В другом случае с участием Гусевой суд снизил компенсацию с 800 до 80 тысяч на человека.
Позиция РЖД
В РЖД не верят, что строительство надземных или подземных переходов повлияет на статистику смертности на железнодорожных путях.
«Вы можете съездить на любую станцию с действующим подземным или надземным переходом: на станцию Силикатная, Паршино. Там вы увидите, что двое из 10 пассажиров пойдут к электричке по пешеходному мосту, а остальные — опасным, но коротким путем », — говорит пресс-секретарь РЖД Владимир Мягков.
По его словам, РЖД как никто другой заинтересованы в том, чтобы перевозки были безопасными. «Ежегодно мы финансируем программу улучшения инфраструктуры на железнодорожных путях: строим заборы, переходы, устанавливаем светофоры. Но вместе с этим нужно вводить и репрессивные меры: увеличить штрафы за переход путей в неположенном месте и привлекать больше сотрудников полиции для того, чтобы следить за соблюдением правил. Сейчас штраф за переход путей в неположенном месте составляет всего 100 рублей», — рассказывает пресс-секретарь.
С тем, что в большинстве случаев люди по собственной глупости гибнут на железной дороге, согласен бывший машинист электропоезда, профсоюзный лидер Евгений Куликов. «Я не припомню случая, чтобы в гибели человека был виноват исключительно машинист, — рассказывает Евгений, — У нас люди совершенно не ценят жизнь. Ради минимальной экономии прыгают на рельсы, идут в обход. А тормозной путь состава колеблется от 800 до 1500 метров. Даже если машинист заметил человека на рельсах, от него уже мало что зависит».
«Наезд на человека — это всегда очень тяжело морально», — добавляет Куликов. — В таких случаях машинист обязан остановить поезд и проверить, жив человек или нет. В любом случае, нужно сообщить о случившемся дежурному по станции — тот связывается со скорой помощью и полицией. Если человек мертв, машинист с помощником должны убрать его с путей. Мне приходилось это делать, и могу сказать, что это ужасный стресс и шок для бригады. Если человек живой, но, скажем, без конечностей, его нужно переносить в состав. Во всей этой истории каждый, по-своему, прав и виноват».