Название: #Occupie
Кто: продюсер «Московских новостей» Дмитрий Левенец, шеф-редактор сайта mn.ru Елена Барышева, иллюстратор газеты «Московские новости» Антон Марьинский
Команда
Очень важно собрать людей, которые окажутся надежными партнерами в бизнесе, — тех, с кем приятно днями и ночами заниматься проектом. В команде должны быть дизайнеры и те, кто грамотно общается с журналистами. В нашем случае логотип и вывеску рисовал иллюстратор газеты Антон Марьинский, а печатали мы их бесплатно в типографии у друзей. Так как прав на вождение автомобилем у нас ни у кого нет, друг с вместительной машиной пришелся очень кстати, чтобы перевезти ларек и пироги.
Идея
Идея необязательно должна быть сверхнеобычной. Можно запустить кафе и с молекулярным фалафелем, и с тефтелями с картошкой. А можно добавить игровой элемент или сделать упор на социальную ответственность. Мы решили 5% от прибыли направить на благотворительность. Фиксированного ценника у нас не было — просто предлагали желающим заплатить любую разумную цену.
План
Важно все четко продумать, составить меню, рассчитать себестоимость блюд, прописать необходимые расходные материалы, нарисовать макет точки, понять логистику. Наш друг-фотограф помог придумать конструкцию ларька, после чего мы купили стандартные доски и собрали максимально простую конструкцию. За ночь мы успели испечь только шесть пирогов, продали их за несколько часов.
Константин Поздняков, ГБУ «Малый бизнес Москвы»
— Московское правительство оказывает финансовую, консалтинговую и образовательную поддержку малому и среднему бизнесу. К нам, в ГБУ «Малый бизнес Москвы», может обратиться и состоявшийся предприниматель, и тот, кто только задумывается об открытии своего дела.
Что касается финансов, то город предлагает три вида субсидий начинающим. До 500 тыс. руб. могут получить компании, которые существуют не более двух лет. Для этого им необходимо подать заявку (процедура автоматизирована, можно отправить ее онлайн).
Затем документы будут переданы на рассмотрение в финансовую комиссию, которая и вынесет решение о предоставлении субсидии. Заседания комиссии можно увидеть также в режиме онлайн на сайте столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательств. Если предпринимателю деньги выделены, то впоследствии он должен будет вернуть их в бюджет города — в виде налоговых платежей.
Также предлагается субсидия для возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на развитие и модернизацию производства. Компенсации подлежит 50% кредитной ставки по договору, но не более 5 млн рублей.
И третья субсидия — компенсация лизинговых платежей на покупку оборудования. Тоже до 5 млн рублей.
В любом нашем территориальном подразделении предприниматели могут бесплатно проконсультироваться почти по всем юридическим вопросам. К примеру, насчет оптимальной формы собственности — ИП или ОАО. Кроме того, наши консультанты помогут собрать полный пакет документов. С ними предприниматель идет в налоговую инспекцию, сдает их в «одно окно», проходит регистрацию. В Центре госзаказа мы объясняем, как участвовать в торгах и как получить госзаказ.
Что касается образовательной поддержки, то получить ее можно и на бесплатных еженедельных семинарах по различным аспектам ведения бизнеса. Мы приглашаем лучших лекторов ведущих вузов. Недавно заключили соглашения с западными вузами, предоставившими нам право размещать на портале www.mbm.ru видеолекции их преподавателей. Выложено уже порядка 1000 различных бизнес-курсов с переводом на русский язык.
Место
Начать лучше с одного из маркетов еды («Ламбада-маркет», городской маркет еды и др.): здесь хороший поток потенциальных клиентов и шанс попасть в обзоры СМИ. В кругу единомышленников психологически будет проще преодолеть страх запуска и риск провала. Мы решили встать не в центре города, а в сквере спального района. Прохожие оказались не готовы к новому формату уличной еды, но реагировали на нас положительно. Сотрудники полиции за весь день ни разу к нам не подошли.
Игорь Пельмешкин, «Место 2.0»
— Основная цель нашего проекта — помочь гастроэнтузиасту открыть с минимальными вложениями свое pop-up-кафе где-нибудь «на районе». Мы создали программу из четырех этапов: создание меню, оттачивание технологии, бизнес-модель, бумажки, необходимые для открытия. Если стоит вопрос о финансировании их деятельности, то денег мы им не выделяем.
Также мы привлекаем состоявшихся рестораторов и технологов производства. Помогаем ребятам с поиском помещения, где можно встать на время, устраиваем дегустации с привлечением гуру ресторанного бизнеса, чтобы новички могли получить обратную связь и исправить допущенные ошибки, которые совершают все. Основная из них — желание ускорить время и пропустить некоторые нужные подготовительные этапы, чтобы перейти сразу к главному, — своему кафе.
Продажа
Не ленитесь рассказывать о том, как вы готовили, какие ингредиенты использовали, ведь вас никто не знает, а значит, вам пока не доверяют. Не жалейте время на разговоры и объяснения. Улыбайтесь. Высказывайте комплименты своим клиентам и желайте им удачного дня. У нас под конец дня устали не ноги, а голосовые связки. Всех очень удивляла наша формулировка «платите столько, сколько считаете нужным», поэтому лучше называть средний размер пожертвования.
Пиар
В условиях постоянного информационного шума важно привлечь к себе внимание и запомниться. Заведите страницы в соцсетях, а вот сайт можно и не делать. Попросите знакомого журналиста написать вам не просто пресс-релиз, а готовые новостные заметки в формате именно тех СМИ, куда вы предполагаете обратиться с рассказом о своем опыте. Это «Афиша», The Village, «Большой город», TimeOut, «Меню» и, конечно, «Московские новости». Участвуйте во всех маркетах еды и городских фестивалях, находите в соцсетях их кураторов и договаривайтесь. Не бойтесь отказа — пишите повторно, придумывайте инфоповоды.
Анна Масловская, редактор отдела «Еда» в The Village
— Если у вас есть голова на плечах и вы делаете проект, которым на самом деле горите, пиарщики не нужны. Просто надо писать в редакции профильных журналов и газет. Я смотрю на вывески на улицах, слушаю друзей и знакомых, мониторю прессу и социальные сети, регулярно обзваниваю московских рестораторов, чтобы узнать, не открывают ли они чего нового. Но бывает и так, что о новом кафе не знает никто из этого совсем не маленького, но все же ограниченного круга.
Так было, например, с Doodles — крохотным семейным кафе с лапшой на Покровке. Я проходила мимо и увидела симпатичную вывеску. Познакомилась с прекрасными хозяевами. Чем можно привлечь мое внимание? Главное — вкусная еда. Без этого мало что имеет смысл. Но для того, чтобы я пришла в ресторан и попробовала ее, мне нужно «рассчитать риски», чтобы не потратить время зря. Поэтому на первом этапе важны дизайн, название и концепция.
Также в проекте «Кушать продано»:
Люди предпочитают вкусный уличный фастфуд престижным ресторанам Основатели столичных кафе и гастрономических фестивалей — о том, какой еды не хватает горожанам
Общество полных тарелок Алексей Зимин о причинах и последствиях бума новой уличной еды
12 самых ярких фуд-стартапов Дизайнеры, пиарщики и юристы о том, почему они встали за прилавок
Кухонная затея способна перерасти в настоящее дело Участники маркетов еды рассказали, как они добились успеха
Инфографика Фуд-проект за 5 тысяч рублей