«Это спасет не только бомжей»
16 января 16:54 |
— Как возникла идея сбора подписей?
— Как только наступают морозы, все больницы переполнены людьми с обморожениями разной степени тяжести. По статистике, число пострадавших достигает каких-то страшных чисел. СМИ пестрят сообщениями о погибших от холода. И далеко не все из них бездомные. Идея с метро не новая и хорошо зарекомендовала себя в Европе. Практика открытых «предбанников» существует в Берлине и других городах. В Киеве есть несколько сотен шатров с тепловыми пушками и волонтерами, которые помогли решить проблему с обморожением. Более того, таким образом удалось найти множество людей, объявленных в розыск.
— Для кого предназначена петиция?
— Многие ошибочно решили, что мы заботимся только о бомжах. Но это не совсем так. Для бездомных существуют ночлежки и коллекторы, и они ими охотно пользуются. Более того, это люди, привыкшие к экстремальным условиям жизни. Нас же больше интересуют те, кто оказался в трудной жизненной ситуации случайно. Это подростки и дети, которые убегают из детдомов или от своих собственных родителей, гастарбайтеры, оказавшиеся на улице после сноса торговых павильонов, и так далее. Многие из них, как выясняется позже, значатся в розыске как без вести пропавшие. Я сам в прошлом врач и знаю, что творится в ожоговых центрах, куда отвозят людей с обморожениями. Бомжей там как раз не очень много, зато много молодежи, которая ходит в лютые морозы раздетой, руководствуясь принципом «красота требует жертв». Вот, кстати, какая драматическая история произошла не так давно с моей родственницей. Юная девушка из благополучной обеспеченной семьи поссорилась с молодым человеком, из-за этого разругалась с родителями и ушла из дома бродить по улице. Погреться было негде, все закрыто. Результат – обморожение пальцев с последующей ампутацией и инвалидностью.
Александр Шкляр лидер инициативной группы
Мы пытаемся заручиться поддержкой западных звезд, помня о том, как наши власти носятся с ними
— Каким образом собирались подписи? Когда и сколько времени ушло на это?
— Подписи собирал через свой Facebook и портал Сhange.org. Времени ушло немного, буквально несколько дней, потому что люди понимают остроту проблемы. Кроме того, мы пытаемся заручиться поддержкой западных звезд, помня о том, как наши власти носятся с ними.
— О каких звездах идет речь?
— Я по работе сотрудничал с модельером Карлом Лагерфельдом и направил ему просьбу поддержать петицию. Насколько знаю, он высказался «за». Есть еще ряд известных людей, которые нас поддерживают.
— Не кажется ли вам, что должны быть другие способы борьбы с обморожениями?
— Конечно, должны быть. Но пока что их нет, и они не предвидятся. А проблема продолжает расти и ее надо решать, причем как можно быстрее, потому что в ближайшее время морозы вернутся в столицу. Пока что наши власти не очень торопятся что-то делать. И это вполне понятно — любые меры потребуют немалых денег. Наша инициативная группа предложила в своей петиции самый простой способ, который не требует никаких материальных затрат и может быть реализован в кротчайшие сроки. Это альтернатива центрам обогрева вроде тех, что есть в Киеве и нет у нас.
— Как думаете, не вызовет ли эта инициатива недовольство со стороны жителей столицы?
— Разумеется, большая часть людей будет недовольна. Более того, я наперед знаю, что скажут, уже выслушал кучу критики в адрес петиции. Главные аргументы — вонь, антисанитария и распространение болезней. Сотрудники правоохранительных органов, в свою очередь, опасаются беспорядков и порчи общественного имущества. Я людей более чем понимаю, сам часто пользуюсь метро и испытываю недовольство, встречая в вагонах бомжей, торговцев дипломами и цыганок с белокурыми детьми. Но сложившуюся ситуацию надо в обязательном порядке решать, потому что сама собой проблема не исчезнет.
Бомжей сотрудники полиции вполне могут «выпроваживать» из «предбанников» по утрам
— Что будет с бездомными по утрам, когда в метро в час-пик потянутся тысячи людей? Не осложнит ли это работу метрополитена?
— С теми людьми, которые оказались на улице случайно или временно, проблем не возникнет — с открытием метро они сами уйдут. Что же касается бомжей, то сотрудники полиции вполне могут «выпроваживать» их из «предбанников» по утрам. Помыть с помощью дезинфицирующего средства помещение площадью в несколько метров не так сложно. Более того, мы готовы обеспечить волонтерскую помощь.
— В чем она будет заключаться?
— В том же Киеве, Берлине и Париже это распространенная практика. У них существуют специальные сайты, на которых желающие могут зарегистрироваться волонтерами и дежурить на разных станциях метро. Кто-то оказывает помощь в уборке, кто-то приносит еду и горячие напитки. Есть даже те, кто способны оказать людям, оказавшимся в беде, психологическую помощь, поговорить с ним, попробовать решить проблему. Желающих проявить гражданскую активность так много, что их даже не надо искать. У нас неравнодушных к этой проблеме людей не меньше.
— Есть ли уже реакция со стороны властей?
— Сейчас я распечатываю подписи и везу их в мэрию, но о петиции там уже знают. Кроме того, у нас есть полезные в этом деле связи, которые позволят ускорить процесс рассмотрения нашего запроса. Очевиден факт, что если проблема есть и продолжает расти, значит, власти ей не занимаются или занимаются плохо. А потому надеемся, что петиция будет воспринята положительно.
В пресс-службе метрополитена о петиции пока ничего не слышали. В департаменте транспорта пообещали подробно ее рассмотреть, как только она попадет к ним в руки.