Цирк без коней

27 ноября 18:52  | 
Репортаж про первый казачий патруль в центре Москвы
казаки Главная

— А почему Белорусский вокзал?

— Не знаю. Это не моя станица. Был бы я в своей станице, сказал бы.

Двое казаков из Новорязанского хуторского казачьего общества отвечают на вопросы журналистов у здания префектуры ЦАО. На мужчинах синяя форма, штаны с широкими красными лампасами, в руках — черные папахи. Уже больше года эти казаки вместе с полицией патрулируют улицы в Южном административном округе Москвы.

— А у вас в районе преступность снизилась? — спрашивают журналисты казаков.

— Может, и снизилась. Не знаю. Вам нужно с атаманом поговорить.

К казакам подходит третий товарищ и сообщает, что их не хотят пускать в префектуру. Там о совместном рейде никто ничего не знает. Все ждут товарища атамана РКЛ «Юго-Восток» Игоря Гуличева. Наконец он появляется. Казаки вместе с ним и пресс-секретарем префектуры садятся в автобус. Журналистов они с собой брать отказываются: «у нас нет места, не положено».

У вокзала под телекамеры товарищ атамана Игорь Гулчиев строит десяток казаков в шеренгу и ставит задачу: «Казаки, вы поступаете в распоряжение сотрудников полиции, перед вами стоит задача вести патрулирование на заданной территории».

Казки хором отвечают:

— Любо!

— А вы можете еще раз повторить то, что вы сказали? — просят казаков операторы.

— Любо! — снова кричат казаки.

казаки

Казаки провели показательное патрулирование у Белорусского вокзала.

Окруженные десятками журналистов, они идут в переход под Ленинградским шоссе, где старушки уже много лет торгуют варежками и соленьями. Увидев процессию, торговки спешно сворачиваются и покидают переход. Не уходит только женщина в темном пуховике с шарфом на шее. За спиной у нее висят синтетические кофты с блестками. Один из казаков потребовал от нее прекратить незаконную торговлю. В ответ она объясняет, что официально зарегистрирована как предприниматель и платит налоги. У нее было место в павильоне, но его недавно снесли по собянинской программе. И теперь она торгует на улице потому, что ей нужно зарабатывать деньги.

Встретив отпор, казак отходит в сторону. Журналистам он объясняет, что вообще-то казаки выступают за законность, но конкретно в этой ситуации надо разобраться.

Торговка тем временем все-таки собирается и уходит. У выхода из перехода ее останавливает другой торговец. Он объясняет, что пресса и казаки скоро рассосутся и нужно переждать пару часов. В шутку ругает за то, что та перед камерами упустила шанс прорекламировать свой товар и торговую точку.

казаки

Казаки провели показательное патрулирование у Белорусского вокзала.

— Это цирк какой-то, — говорит он своему приятелю в черной куртке с меховым воротником.

— Да, цирк с конями.

— Нет, пока еще без коней.

Журналисты и казаки идут дальше.

— Вот видите, сам факт нашего присутствия работает, — объясняет казак в армейском бушлате корреспондентам, вероятно, имея в виду опустевший переход.

Перед входом в вокзал двое охранников ЧОПа РЖД дают интервью. Они полностью поддерживают идею казачьих патрулей. По их мнению, казаки должны отвечать на вопросы прохожих и воздействовать своим внушительным видом на пьяных. Охранники утверждают, что им очень не помещала бы помощь, но на вопрос о том, как много нарушений им приходится пресекать, говорят, что, в общем, на площади все спокойно. «Конечно, казаки нам нужны, куда же без них», — резюмирует один из них.

— Мы очень хотим патрулировать улицы в центре Москвы, но для этого нужно очень много согласований. Между собой должны договориться МВД, городские власти и муниципалитеты, — говорит журналистам Игорь Гуличев.

— А не слишком много людей в погонах? — спрашивает кто-то из журналистов.

— Чем больше порядка, тем лучше. Много порядка не бывает. Где-то, чего-то, может быть, и много, но порядка много быть не может.

казаки

Казаки провели показательное патрулирование у Белорусского вокзала.

Конструктивный диалог Игоря Гуличева с прессой прерывает загорелый мужчина в пуховике и темных очках c надписью Porshe на дужках. Мужчина представляется Олегом. Он пытается выяснить, на каких основаниях казаки собрались патрулировать улицы и что они вообще делают в центре Москвы.

— Давай, отдыхай! — предлагает ему пожилой казак с полковничьими звездам на армейском бушлате.

— Я хочу понять, кто их уполномочил, — обращается Олег уже к журналистам.

— Они меня будут задерживать за то, что я, допустим, тут нахожусь в пьяном виде? Они собираются это делать? Они ссылаются на закон о казачестве, так давайте под него подведем все что угодно. Все на коней сядем и будем по Москве рассекать. Я думаю, что это делается для разгона людей, которые будут выходить на митинги. Эти товарищи будут приходить и всех бить дубинками. И за это им ничего не будет.

казаки

Показательное патрулирование казаков в переходе под Ленинградским шоссе.

 

Казаки тем временем ходят кругами по площади и, кажется, не знают, чем себя занять. У метро они подходят к двум уличным торговцам. На фанерных лотках у тех разложены шерстяные носки, чулки и колготки. Инспектор ОВД ЦАО по потребительскому рынку, сопровождавший казаков, объявляет торговлю незаконной. Все товары с лотков казаки грузят в автобус, туда же садятся продавцы, казаки и инспектор. На улице остается пустой прилавок с тележкой, на котором стоит черный пластиковый женский торс. Ничего не понимающие журналисты расходятся.

Во вторник, 27 ноября, комитет по делам казачества города Москвы и префектура Центрального округа обратились в СМИ с официальным заявлением:

26 ноября 2012 года в ряде СМИ со ссылкой на префектуру Юго-Восточного административного округа Москвы была распространена информация о намеченном рейде по охране общественного порядка на площади Белорусского вокзала, в котором должны принять участие сотрудники полиции и патруль из числа казаков ЮВАО.

Указанная информация не соответствует действительности. Комитет по делам казачества города Москвы и префектура Центрального округа официально заявляют: «Выход группы казаков на патрулирование площади Белорусского вокзала не был согласован в установленном порядке и является личной инициативой одного из атаманов. В Управление внутренних дел по ЦАО ГУВД города Москвы документов и обращений о совместном патрулировании с казаками территории округа не поступало. Городской штаб народной дружины на 27 ноября нарядов  казаков на патрулирование данного района не выделял. Департаментом региональной безопасности города Москвы также не выдавалось никаких согласований на обеспечение общественного порядка с привлечением представителей казачества. Специализированная народная дружина казаков в составе Московского городского штаба народной дружины в настоящее время только формируется. Ориентировочный срок включения дружинников из числа казаков в  состав городской народной дружины  - начало 2013 года.

Рейды по охране общественного порядка в местах массового пребывания людей находятся исключительно в компетенции органов внутренних дел и проводятся в плановом порядке. Патрулирование вокзалов и привокзальной территории - в полномочиях линейных отделов внутренних дел на транспорте. Органы исполнительной власти в лице префектуры включаются в состав рабочих групп правоохранительных органов по пресечению фактов несанкционированной торговли.

Согласно Закону г.Москвы №36 от 26.06.2002 г. «О Московской городской народной дружине» в  обязанности дружинников не входят полномочия  в части контроля за несанкционированной торговлей  и   проверке правильности парковки автомобилей.