Рубрика: Люди в городе

«Дети гор» помогут землякам адаптироваться к столице

«МН» узнали, зачем нужна московским кавказцам горячая линия психологической и правовой помощи
20 ноября 16:34МитеваЦветелина Митева
с любовью в основном проблемы

Несчастная любовь и регулярные оскорбления – вот что чаще всего тревожит молодых кавказцев, которые обращаются к психологам.

Опасаясь новых громких инцидентов с участием кавказской молодежи в Москве, всероссийская общественная организация «Дети гор» открыла в ноябре горячую телефонную линию психологической и юридической помощи. «МН» расспросили членов организации о том, с какими проблемами кавказцы обращаются за помощью и почему неохотно звонят в другие центры, предлагающие аналогичные услуги.
 

«В Москву и прочие крупные города приезжают молодые люди из удаленных кавказских деревень, они чаще не подготовлены к жизни в мегаполисе. Мы проводим с ними адаптационную работу, но это не адаптация под лозунгом: «Вы в гостях». Мы все в России  и это и наша страна тоже», – рассказывает президент «Детей гор» Мадонна Дуняева. – Наш главный ресурс – доверие тех, кто к нам обращается. Вне зависимости от национальности мы проконсультируем любого позвонившего. Важно то, что мы сами кавказцы и хорошо знаем менталитет, традиции и психологические особенности наших земляков», – добавляет она. 

Несчастная любовь и регулярные оскорбления – вот что чаще всего тревожит тех, кто обращается к психологу «Детей гор» Рузанне Казарян. «Звонки случаются с разной регулярностью. Иногда их может быть пять-десять в день, а иногда может не быть вовсе. Мобильный всегда со мной, и я отвечаю в любое время», – говорит Рузанна - Примерно семьдесят процентов звонков поступает от девушек лет между восемнадцатью и двадцатью пятью. Конкретных историй я вам, по этическим соображениям, не расскажу, но общую картину обрисовать могу. Начнем с того, что в Исламе мужчина может брать в жены девушку любого вероисповедания, а вот девушка имеет право выйти замуж только за мусульманина. И вот мусульманки, живущие в Москве,  начинают встречаться с молодыми людьми немусульманами, у них возникают серьезные чувства. Но их спутники не готовы отречься от своих традиций и религиозных убеждений, не готовы переходить в ислам. Ситуация иногда становится столь трагичной, что у некоторых девушек появляются мысли о суициде, они говорят о том, что не хотят жить, если не смогут выйти замуж за своего возлюбленного».

Кроме того, строгие родители очень пекутся о том, чтобы их дети, пусть даже уехавшие жить в Москву, все равно оставались настоящими кавказцами. «Это все страх родственников, что корни будут потеряны, что кровь будет разбавлена. К примеру, простая чеченская девушка живет и учится в Москве. Для того чтобы она оставалась настоящей чеченкой, чтобы сохранился ее менталитет, религиозность и нравственность, родственники будут  давить на нее и ограничивать ее свободу в несколько раз больше, чем если бы она жила в Чечне», – продолжает психолог.

Рузанна говорит, что в ее практике не было случаев, когда молодые люди переходили в ислам ради своих мусульманских подруг, но хеппи-энды все же иногда бывают. «Если человек действительно дорожит своей девушкой, он всегда может постараться завоевать расположение ее родственников. Такие случаи были – парню хватало смелости  прийти в дом своей подруги, чтобы познакомиться с родственниками, открыто заявить о своих чувствах и доказать, что ради нее он готов на все. Тот факт, что человеку хватило смелости открыто прийти туда – в дом, к примеру, к чеченцам или дагестанцам, вызывает уважение. Родственники постепенно начинают испытывать к парню расположение, и ему удается получить их доверие. В итоге получаются стабильные семьи», – говорит Рузанна. Если же парень на такие шаги не идет, приходится объяснять девушке, что она ему не так дорога, как она думает.

Мадонна Дуняева

 

Берсан Заитов

 

Кто такие «Дети гор»?

Организация «Дети гор» открылась в Томске в мае 2010 года по инициативе местной кавказской молодежи. В феврале 2011 года было принято решение сделать ее всероссийской,  цель организации была заявлена как «сохранение и развитие кавказской культуры, борьба с ксенофобией и укрепление дружбы между народами». По словам президента организации Мадонны Дуняевой, деятельность «Детей Гор» финансируется за счет взносов активистов.

У объединения есть филиалы в 15 регионах России. В начале октября «Дети гор» предложили организовать в Москве интернациональные молодежные дружины, которые контролировали бы порядок в излюбленных местах кавказской молодежи. Кроме того, в августе «Дети гор» просили главу следственного комитета Александра Бастрыкина посадить журналиста Сергея Доренко за высказывания,  по их мнению, оскорбляющие кавказскую молодежь.

«Другая широко распространенная проблема – это межличностные конфликты, начинающиеся с оскорблений, – продолжает Рузанна. – Приезжие с Кавказа начинают испытывать страх, и позже этот страх приводит к вспышкам агрессии. В таких случаях моя задача – объяснить человеку, подвергающемуся нападкам, что он может быть гармоничной личностью вне зависимости от своей внешности, а для этого ему надо дать окружающим возможность понять, что он представляет из себя как личность, тогда и отношение к нему изменится. В конфликтной ситуации вместо оскорблений и нагнетания конфликта человек может уверенно и спокойно объяснить, что нет причин относиться к нему негативно. Моя задача – убедить, что позитивный настрой не является слабостью. Почему-то многие кавказские мужчины считают, что попытка урегулировать конфликтную ситуацию через разговор – это слабость, приходится бороться с этим».

Если за психологической помощью кавказцы обращаются относительно часто, то правовая линия пока не очень востребована, говорит правозащитник Берсан Заитов.  «Многие кавказцы не привыкли к таким вещам по целому ряду причин. Когда они обращаются по нашей линии, они не совсем понимают, что мы можем только проконсультировать их. Мы только-только открылись, в день принимаем один-два звонка», – говорит он.

Гораздо чаще, по словам Заитова, обращаются националисты. «Названивали нам, говорили гадости, матерились.  Без преувеличения – больше 120 матерных смс-ок пришло на этот номер. Угрожали мне несколько раз, но я не считаю, что за этими угрозами стояло что-то серьезное, это скорее была какая-то школота, которая вряд ли пойдет на серьезные действия. Все крайне примитивно и обыкновенно было – мат, про ишаков, про ослов, про аулы – всякая примитивщина. Оградить себя от этого технически невозможно. Моя задача – никак не реагировать, не поддаваться на провокации», – считает Берсан.

«В основном, приезжие кавказцы значительно уступают по уровню образованности местному населению. Главным образом, это люди, приехавши на заработки или же это студенты, поступившие по ЕГЭ, продолжает  он. – Вопросы, которые их интересуют – трудоустройство и заработная плата, регистрация. Спрашивают, когда полиция имеет право проверять документы, а когда нет. Всякие элементарные вещи объяснять приходится. А однажды к нам обратилась русская пенсионерка, жаловалась на кавказских соседей, у которых очень громко играла музыка.  Я посоветовал ей позвонить участковому, поговорить с ним, такие вопросы находятся в его компетенции. Потом эта дама еще задавала вопросы, связанные с арендой жилья. Когда я ей все разъяснил, она очень радостная была, благодарила».