Детский сад как повод для уплотнительной застройки

02 октября 00:05  | 
Горожане борются с разрешениями на застройку дворов и зеленых зон без общественного обсуждения
Москвичи готовы  бороться за зелень  в суде

Москвичка Александра Андреева, муниципальный депутат района Лефортово и теперь завсегдатай Мосгорсуда, занялась борьбой с властями год назад, когда в ее дворе начали рубить деревья для расчистки площадки под строительство детского сада. При этом в ее квартале уже было два здания дошкольных учреждений, стоящих по соседству друг с другом, работал только один, и тот закрыли из-за той самой стройки: она развернулась буквально у садика во дворе.

Другой прекратил свою деятельность еще в 90-е, а с 2001 года его арендовал Госнаркоконтроль. В 2010 году московские власти выпустили распоряжение об освобождении помещений детских садов «от сторонних организаций», где перечислялись конкретные адреса, в том числе и садик на Золоторожской набережной. Теперь на здании висит табличка «Министерство обороны», говорит Александра Андреева: «Туда ходят люди, видимо, на работу, и это, конечно, не дети».

О чем закон

Закон «О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года №28 «Градостроительный кодекс города Москвы» и статью 8 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года №17 «О защите зеленых насаждений». Принят 11 апреля 2012 года. Отменяет необходимость проведения публичных слушаний при согласовании проектов строительства дошкольных образовательных учреждений. В случае строительства на озелененной территории позволяет менять ее охранный статус распоряжением правительства Москвы. Лишает природоохранного статуса участки парков, заказников и озелененных территорий, на которых расположены стоянки или гаражи.

По ее словам, десятки столичных детских садов давно не работают по профилю: их помещения или пустуют, или сдаются в аренду коммерческим организациям. Возмущение Андреевой вызывает и практика, когда требующие ремонта объекты дошкольного воспитания идут под снос с целью передачи земли под коммерческую застройку. В качестве примера она приводит детский сад на Душинской улице, который находится в полуразрушенном состоянии. Местные жители давно ждут, когда построят новый. В августе на публичные слушания выдвинули проект строительства на том же месте высотного жилого дома с двухэтажной подземной парковкой, где на первом этаже, возможно, будет детский сад. По словам Андреевой, на вопрос о количестве мест в новом саду представитель заказчика строительства нового дома ответить не смог. «И это в квартале, где нет ни одного детского сада и очень плотная застройка!» — негодует Андреева.

История со строительством жилья под видом детских садов неуникальна. Подобные случаи были зафиксировано еще в двух местах: на улице Бориса Галушкина, 10, корп. 2 («МН» писали об этом 11 сентября 2012 года), и в Среднем Тишинском переулке, 5.

Попытку строительства в Среднем Тишинском пресекли муниципальные депутаты Пресненского района. По словам одной из них, Елены Ткач, на месте яслей и детского сада, расположенных рядом, хотели построить элитный жилой дом. Еще на муниципальных слушаниях депутатов насторожило, что хотя в описании проекта детский сад и присутствовал, в плане строительства дома его не было. Из-за этого несоответствия районная управа отказалась согласовать строительство. Несколько лет назад на Спиридоновке тоже хотели строить огромный дом на месте бывшего детского сада, но жители вовремя узнали об этом, размежевали территорию, взяли ее в долевую собственность и обнесли свой участок забором, перекрыв проезд, рассказала Елена Ткач.

Получить комментарий в мэрии по этому вопросу не удалось.

Михаил Крейндлин, эксперт по охраняемым природным территориям «Гринпис России»:

«Закон упрощает строительство на особо охраняемых природных территориях, и это сулит новые захваты зеленых зон. В Москве любое сокращение зеленых насаждений крайне негативно скажется на качестве жизни жителей: не так уж много в городе осталось парков. Подобные законы уже принимались: в ноябре 2011 года было разрешено строительство в биосферных заповедниках для развития туризма, физической культуры и спорта, для того чтобы легализовать строительство горнолыжного курорта в Кавказском заповеднике на плато Лаго-Наки»