— Как родилась идея доверить городское пространство агентам изменений?
— Мы еще в начале 2012 года задумались, о чем хотим поговорить во время летней программы. Подумали о том, что наш институт открылся два с половиной года назад, именно с тех пор столица начала стремительно меняться. В Москве — новый мэр города, недавно назначен новый главный архитектор. И если смотреть на огромное количество разных изменений, которые происходят в городской среде, то их очень много. Параллельно мы следили еще и за тем, как себя ведет общество. Ведь все последние политические события вызвали новую волну общественного интереса и участия, определения гражданской позиции. Мы решили осмыслить природу изменений, понять, что их порождает, какие для этого нужны посылы. Какую роль играют отдельные люди, какими они должны быть, чтобы стать частью изменений.
— Кто может стать агентом изменений?
— Таким агентом является каждый. Это и экономисты, и люди, которые развивают новые технологии, это кураторы, продюсеры различных городских мероприятий и конечно же обычные жители. Они могут формировать повестку дня и могут влиять на то, как изменится город.
— Москвичи уже готовы менять повестку дня и вносить собственные предложения?
— Сейчас общество готово к переменам гораздо больше, чем это было раньше. Но наш эксперимент показал, что необходимо еще работать, делать много проектов. И все же очевидно, что у многих появляется интерес, желание узнать, самим подключиться к городским акциям по изменению пространства.
При этом важная роль у всех. И у тех, кто создает, и у тех, кто является потребителем. Ведь от того, в какое место в столице пришел человек, какими услугами он воспользовался, зависит голосование москвичей за то, каких точек в городе должно быть больше. Пример с парком Горького очень показательный. Сделали хорошо один парк, туда поехали все жители города. Но при этом стало очевидно — москвичи проголосовали за то, какие именно пространства они выбирают. После этого запустили проект парка «Сокольники», активно обсуждаются и начинаются проекты развития других столичных парков.
— В каких районах Москвы работали агенты изменений?
— Мы сознательно избегали центра столицы. Ведь в плане социокультурной насыщенности есть много возможностей для людей с разными интересами. Поэтому отправились в спальные районы — Южное Медведково, Отрадное, Печатники, Тропарево-Никулино, Южнопортовый. Сначала мы устанавливали партнерство с местной администрацией. С муниципальными депутатами и управами договаривались о проведении проекта в их районах. Затем узнавали мнение москвичей — что они хотят изменить у себя рядом с домом. Далее, когда начинались воркшопы в этих районах, то наши ребята — молодые профессионалы, которым интересно развитие городов, — вовлекались в процесс. Агенты работали напрямую с жителями.
— Каких результатов добились агенты?
— В Митине создали общественное пространство — городскую гостиную напротив торгового центра. Когда запустили процесс, к нам присоединилась местная шпана. Оказалось, что ребятишкам от девяти до 14 лет нечем заниматься в летние каникулы. И они были рады принять участие в создании мебели. Наши результаты достаточно точечные, мы ведь не можем перестроить все спальные районы. Но для нас самый важный результат — понимание готовности людей в этом участвовать, понимание активизма в разных районах Москвы. Мы увидели в этом очень большой потенциал. Собираемся дальше продолжать эту работу.
— Это будут только летние программы по изменению городской среды?
Да, лето — самое удобное время для подобных акций. Но мы хотим провести более системную работу. Поэтому сейчас готовим и запускаем проекты строительства Москвы, в которых эта работа будет совмещать в себе и участие снизу — жителей города, и системную поддержку сверху — со стороны правительства Москвы. Мы надеемся, что власти будут учитывать пожелания горожан в своих крупных проектах.

Владимир Демидко, муниципальный депутат района Митино:
— Я как депутат постоянно слышу от горожан, что это плохо, это не так. А когда ребята из «Стрелки» предложили свой проект городской гостиной, то я сказал жителям района: вот чертежи, власть дает зеленый свет, стройте. В итоге создали отличную конструкцию, на которой одновременно может разместиться 30 человек. Порадовало, что в строительстве участвовали и взрослые и дети. Огорчило, что кто-то сразу же попытался увезти несколько брусков из конструкции, видимо, себе на дачу. Поэтому мы разобрали гостиную, сложили ее на территории детсада. Будем выставлять во время праздников.

Юля Сафонова, жительница района Печатники:
— У нас в Печатниках есть аллея, на которой постоянно дуют ветра. Агенты ее разделили на две полосы. Проходило мини-голосование: те, кто считал, что на аллее нужны лавочки, сажали цветы с одной стороны, кто считал, что не нужны, сажали с другой. В итоге за несколько дней все перезнакомились, сдружились. Кстати, больше цветов было у тех, кто проголосовал «за». Однако лавочки еще не появились и когда будут установлены, неизвестно. Акция очень понравилась, хотелось бы, чтобы подобных было побольше.

Антон Колобахин, участник воркшопа, дизайнер:
— Моя команда агентов в числе трех работала в Печатниках. Нам досталась аллея между детсадом и школой. Мы вовлекали местных жителей в нашу акцию и параллельно пытались их заставить подумать об этом пространстве, дать пищу для размышлений, что бы тут могло быть. Одна команда устроила игру в объемные крестики-нолики, другая заполнила продуваемое ветром пространство инструментами, которые мелодично звучали. Создали некую площадку для медитации. А мы организовали посадку цветов. Мне кажется, это был один из лучших воркшопов. Мы показали людям, как очень простыми вещами и идеями можно привлечь внимание детей и взрослых. Заставить людей улыбаться, общаться между собой. Жаль только, что были очень ограничены во времени.
- Контекст




