— Пап, да мне начальство уже позвонило и сказало: «Уходи по собственному». Как «за что»? За то, что сегодня вышла на Выхино вместе с другими водителями, — говорит Инна по телефону. Ее голос срывается, вот-вот заплачет.
В среду, 15 мая, у метро «Выхино» на встречу с журналистами вышли несколько десятков водителей автобусов и троллейбусов. В основном — из 10-го и 4-го автобусных парков. Все они сделали это в свой выходной день, некоторые даже специально поменялись сменой с напарниками, чтобы прийти на сход. Поэтому на движение общественного транспорта в городе акция никак не повлияла.
Водители раздают журналистам бумагу с заголовком «Открытое письмо». Адресовано «президенту г. Москвы В.В. Путину».
— У вас шапка неправильная, — говорю я.
— Да ошиблись мы, черновик это. Ты текст читай, — обижаются водители и начинают рассказывать о своих проблемах.
— Вот смотри, это ведомости с зарплатой. Знаешь, какова обещанная зарплата согласно рекламе «Мосгортранса»? 47 тыс. руб. Сколько получаю я? — спрашивает меня Юрий Стукалов, водитель 10-го парка, и показывает квиточки с зарплатой. Я пробегаюсь по цифрам: 30 тыс., 28 тыс., 20 тыс., 22 тыс.
— При этом начальство указывает — зарплаты растут. Да, раньше у нас была ставка 140-150 руб. за час работы. Теперь — 170 руб. Но мы все равно получаем меньше, — включается в разговор Василий Емельянов, водитель 10-го автобусного парка.
Средняя заработная плата водителя автобуса в Москве (согласно данным ГУП "Мосгортранс")
— Это как так? — спрашиваю я.
— Все просто. Тарифная ставка растет, а надбавки уменьшают. Раньше была надбавка за проданные талоны — 3 руб. за талон. Выходило по 3-5 тыс. в месяц. Сейчас это отменили — просто оставили 1000 руб. Были надбавки за профмастерство — убрали. Сейчас, правда, хотят возвращать, но все это на уровне разговоров. Но самое главное — постоянно снимают за пережоги топлива, — говорит Василий.
— Да вот, смотри, — показывает Юрий свои ведомости. В них — десять тысяч, две тысячи, пять тысяч.
— А почему так?
— Перерасход топлива. Но он мало зависит от нас. Постоял в пробке, постоял на светофорах, включил обогреватель или кондиционер — вот и пережог. В ноябре у нас перестали удерживать за пережог. Обосновали это тем, что в парки массово поступили новые автобусы и на них нет норм расхода топлива. Потом меня вдруг вызывают в комиссию и говорят: мы с тебя удержим за перерасход, — рассказывает Юрий. — «А почему?» — «А потому, что ты не дал заявку по пережогу». — «Как я мог дать заявку, если я не знал норм?» Спрашиваешь в отделе ГСМ — там одни нормы, с ребят списывают другие, а на неподписанной бумаге — третьи. Вот с меня и удерживают за все эти месяцы.
На улицы Москвы выходит в рабочие дни 5274 автобуса, 1348 троллейбусов и 710 трамваев
В итоге на руки водители получают в среднем 30 тыс. руб. вместо обещанных 47.
На место москвичей идут мигранты
Другие претензии водителей касаются режима и условий работы.
— Вот у меня смена официально — 10 часов. В три утра встал. Пришел за час на работу. Проверил автобус. Отъездил, отработал. Могу ли я идти домой? Нет. Я должен — помыть автобус, заправить его. Вот ребятам из другой колонны везет — у них заправка в парке. А мне нужно в Балашиху ездить. По пробкам — три часа туда-обратно. В результате вместо смены в десять часов работаю по пятнадцать. И эти пять часов мне никто не оплатит, — говорит Юрий.
Этим (помывкой и заправкой) по идее должен заниматься специальный человек — перекатчик. Но в парке его по факту нет. А если автобус не помыл — штраф.
Условия работы, по словам водителей, складываются такие, что домой они приходят в лучшем случае в десять вечера. А в три часа им снова вставать — ехать на смену. И так изо дня в день. И если в остальных парках работать можно по графику, скажем, два через два, то в 10-м парке все хуже. «У нас с января месяца уволилось 100 водителей. Сто! Замену нашли еще не всем. Приходится отрабатывать за тех, кого еще не смогли найти», — говорит водитель Юлия. По словам водителей, на такие условия готовы идти только мигранты. Москвичи увольняются.
Реакция начальства
Заместитель директора 10-го автобусного парка Низами Рамалданов заявил «МН», что не намерен комментировать ситуацию. «Я ни на какие претензии отвечать не хочу и не буду», — сказал он по телефону.
В пресс-службе департамента транспорта Москвы «МН» рассказали, что руководство ведомства знает о конфликте и в ближайшее время возьмет ситуацию «под особый контроль», а ГУП «Мосгортранс» намерен урегулировать конфликт в кратчайшие сроки. Но что конкретно будет сделано и когда, в пресс-службе не пояснили.
15 мая представители руководства «Мосгортранса» встречались с недовольными водителями.
«Приезжал заместитель генерального директора Вадим Сидоренков. Обсуждали все то же самое. Не думаю, что это к чему-то приведет», — рассказывает Василий Емельянов. Водители намерены на этот раз идти до конца — собираются нанять юриста, который будет заниматься их проблемами, будут выходить на подобные сходы, писать жалобы. «Задача минимум — добиться смены руководства 10-го парка. Максимум — поменять подход к работающим водителям со стороны начальства в принципе».