7218
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
7659
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
4559
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
1949
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
3096
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
2791
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2177
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1686
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
4209
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
3891
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
2927
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
3380
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2502
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2111
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
1914
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
1888
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
1845
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1669
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1667
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
2139
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
1928
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1658
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1510
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2156
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2052
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1702
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1712
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1796
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1772
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1691
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1746
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
2611
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2038
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2005
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1812
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Далекое электробудущее

Все материалы сюжета Приложение «Экономика и бизнес»

Что мешает нам ездить на электромобилях

Рамиль Ситдиков

За полтора года продано лишь 100 машин, при этом большая их часть ушла чиновникам и энергетическим компаниям. Что мешает популяризации электромобиля и его гибридов и как эти проблемы решают в Европе и США?

Готовность к розетке

Московские реалии отличаются от калифорнийских, где электромобили пользуются популярностью. Тем не менее россияне готовы к их покупке. На прошедшем осенью прошлого года московском автосалоне подкомитет по стратегическим инновациям ТПП РФ, возглавляемый Андреем Панковым, руководителем компании «Рольф Импорт», провел опрос на тему, готовы ли российские автомобилисты пересесть на электромобили. Оказалось, девять из десяти опрошенных не исключают такого выбора. Объем продаж единственного доступного электромобиля (менее 100 штук) говорит, однако, о бездне между желанием и реальностью. Основных причин, по мнению потенциальных покупателей, две — стоимость автомобилей и отсутствие инфраструктуры.

Электромобиль по цене люкса

Компания «Рольф Импорт», занимающаяся продажами Mitsubishi i-MiEV, реализует машину по цене 1,8 млн руб. Продать автомобиль размером с Daewoo Matiz за сумму, на которую можно приобрести автомобиль классом выше, невозможно даже с учетом его «электрифицированности». Для сравнения: в США i-MiEV стоит $30 тыс., а BMW 5-series — от $50 тыс.

Без участия государства, как показывает зарубежный опыт, в этом деле не обойтись. Основных направлений здесь два — субсидирование покупки и выдача преференций владельцам машин. Например, в США покупатель электромобиля может рассчитывать на субсидию от федерального правительства в размере до $7500 плюс, если дело происходит в самом «электромобильном» штате — Калифорнии, еще до $2500 от штата. Во Франции можно получить субсидию до 5 тыс. евро, в Великобритании — до 5 тыс. фунтов, в Швеции — до 10 тыс. крон. Европейские страны готовы поддерживать покупателей, кроме того, еще и снижением до нуля дорожного или транспортного налога. Такие меры действуют в Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Италии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Португалии и Швеции. Помимо этого часть стоимости электромобилей вычитается из подоходного налога в Бельгии и Португалии. Удивительно, но подобная льгота есть и в России — транспортный налог для покупателей электромобилей отменила Калужская область.

Приятные мелочи

Кроме прямых субсидий в Европе и США владельцам экологически чистого транспорта предлагаются дополнительные преференции: электромобилям разрешается ездить по выделенкам и платным магистралям, а также бесплатно парковаться. В Португалии, Нидерландах и Дании можно бесплатно или со значительной скидкой зарядить свой электромобиль.

В Москве о таких мерах только говорят: мэр Сергей Собянин предложил разрешить бесплатную парковку электромобилей в центре города, рассматривается вопрос о их езде по полосе общественного транспорта.

Вилка против пистолета

Выгодно купить электромобиль — это полдела. Важно, где его подзаряжать. Большинство бюджетных электромобилей в США имеют заявленный запас хода в 100–150 км на одной зарядке. В условиях московских пробок при минус 15 эта цифра будет меньше. При этом паркуемся мы в лучшем случае дома и на подступах к офису. Туда удлинители тянуть? Эту проблему не решить даже с помощью лучших батарей, которые позволят проезжать, допустим, 300–400 км на одной зарядке.

Естественно, сейчас в Москве трудно решиться на покупку электромобиля для ежедневного использования. А вот когда зарядные станции будут в шаговой доступности, все может быть. Говорить об этом, правда, рано — строительство станций идет медленно.
Максим Осорин, руководитель компании «Револьта», которая вместе с энергетиками строит эту инфраструктуру, говорит, что сейчас работает сеть всего из 45 заправок, в том числе есть четыре станции быстрой зарядки.

Разрывая круг

Получается замкнутый круг: автомобилей мало, потому что они дороги и нет инфраструктуры, а автомобили дороги и инфраструктуры нет, потому что электромобилей мало.

Идеи на этот счет есть. Во-первых, подкомитет Торгово-промышленной палаты по стратегическим инновациям в автомобильной сфере разрабатывает госпрограмму по поддержке экологически чистого транспорта. В конце прошлого года обсуждалось предложение об отказе от ввозных пошлин на электромобили в размере 20% стоимости. Тогда эту инициативу чиновники Таможенного союза завернули, пытаясь защитить отечественного производителя. Дело в том, что «АвтоВАЗ» хочет запустить в серию построенный на базе «Лады-Калина» электромобиль Ellada и продавать его за 1,2 млн рублей.
Идея об отмене пошлин, впрочем, не умерла и сейчас рассматривается повторно.

Во-вторых, в 2013–2015 годах энергетические компании ФСК ЕЭС и МРСК планируют реализовать общероссийскую программу по развитию зарядной инфраструктуры. И в-третьих, на российском рынке должны появиться «подключаемые гибриды», которые ездят как на подзаряжаемых от сети батареях, так и с помощью обычного двигателя внутреннего сгорания. Возможно ли такое в Москве — увидим. Пока же все это выглядит утопией.

Электромобили и гибриды

Сейчас в США можно купить восемь моделей машин, передвигающихся исключительно на электротяге. За прошлый год в Штатах, по данным Electricdrive, их было продано 14 тыс. В ближайший год на рынок должно выйти пять новых моделей, в том числе BMW и Volkswagen.
Если учесть, что внятная инфраструктура пока только создается, это довольно серьезные цифры. Но относительно общего объема продаж эта цифра невелика и составляет менее 1%.
Поэтому производители автомобилей делают ставку на гибриды. «Обычные», провозвестником которых стал Toyota Prius, не подразумевают подзарядки от обычной электросети. Встроенная батарея подзаряжается при торможении, которая потом отдает заряд двигателю.

Эта технология популярна во всем мире. Продаются они и в России. Как правило, это версии люксовых моделей: помимо Toyota Prius можно купить несколько моделей Lexus, в том числе кроссовер Lexus RX450h, по паре моделей Audi, Porsche, BMW и Mercedes. Цены на них значительно выше, чем на их негибридные аналоги, но при общей стоимости автомобиля разница не так уж заметна.

До последнего времени между этими двумя полюсами была бездна: или электромобиль с шансом не доехать до точки назначения, или гибрид, в котором электромотор служил лишь помощником основного двигателя. В прошлом году эту бездну начали заполнять «подключаемые гибриды»: с одной стороны, обладающие полноценным бензиновым или дизельным двигателем, и с другой — подзаряжаемой от розетки батареей, на которой можно проехать без подзарядки 30–50 км.

Такой вариант заинтересовал американцев: за год было продано 40 тыс. штук. У нас такие автомобили пока не продаются, но в текущем году на рынке должно появиться как минимум две модели — кроссовер Mitsubishi Outlander PHEV и Volvo V60 Plug-in Hybrid.

«В ближайшие два-три года центр Москвы изменится радикально»

Андрей Панков, главный исполнительный директор компании «Рольф Импорт»

«Если говорить о сегодняшнем дне как о застывшем слепке, то да, ситуация с электромобилями и гибридами, возможно, не выглядит воодушевляющей: нет широкого ряда моделей и развитой инфраструктуры, цена на них очень высокая, и в сознании потребителей пока не создан устойчивый алгоритм их использования.

Но давайте рассмотрим тему в динамике: первые электромобили появились в продаже в 2009 году в Японии. В 2010 году они добрались до Европы, а в 2011-м уже приехали в Россию, то есть с момента появления прошло чуть более трех лет. И уже сейчас электромобили и подключаемые гибриды активно продаются, приняты программы поддержки и развития электромобилей и развития сетей зарядных станций.

В России я предлагаю вести их отсчет с апреля 2011 года, когда для продаж в России был сертифицирован единственный продаваемый сейчас легковой автомобиль — Mitsubishi i-MiEV. За это время произошел перелом в общественном создании, сломаны мифы: больше никто не воспринимает электромобили как нечто из далекого будущего. Понятно, что электромобили уже здесь, ясно, как они могут выглядеть, как ездить и как заряжаться, — это большой прорыв.

Начала строиться инфраструктура: в рамках проектов «МОЭСК-EV» и «Револьта» построено 45 зарядных станций в Москве и еще в нескольких городах, обкатаны технологии внедрения инфраструктурных решений. В скором времени должна быть запущена программа ФСК ЕЭС по строительству десятков тысяч зарядных станций по всей стране. Это реальный проект, поскольку он завязан в том числе и на общественный транспорт — электробусы, серийный выпуск которых начнется в скором времени. А это значит, проект будет востребован в любом случае.

Идет речь и о том, чтобы дать возможность электромобилям и подключаемым гибридам бесплатно парковаться в центре Москвы и пользоваться выделенными полосами. Это значимый аргумент для покупки такого автомобиля в ужесточающихся условиях существования автомобилистов.

Сейчас мы продолжаем работу с тем, чтобы убедить российские, белорусские и казахские власти убрать таможенные пошлины на ввоз чистых электромобилей. Если это произойдет, цена на электромобили может упасть на 20%. В случае успеха мы постараемся убедить российские власти отменить и НДС на ввоз таких автомобилей. А это еще 18% от цены.
Ну и в целом объемы производства электромобилей и подключаемых гибридов растут, а значит, производство комплектующих, в частности батарей, переходит от мелких партий к большим объемам, что однозначно ведет к их удешевлению.

Ну и последний по счету, но не последний по значению фактор — появление в текущем году на российском рынке подключаемых гибридов. Мы планируем начать продажи такого автомобиля — Mitsubishi Outlander PHEV. Цену пока не назову, но мы постараемся сделать ее максимально привлекательной.

Могу резюмировать, что в ближайшие два-три года центр Москвы изменится радикально как по количеству электромобилей и гибридов, так и по количеству зарядных станций».