Активисты «Городских проектов» Максим Кац и Илья Варламов хотят собрать три миллиона рублей, половина из которых пойдет на гонорар иностранным специалистам, а другая половина — на обеспечение их работы в Москве.
Ученые, которых собираются пригласить активисты, возглавляют крупные исследовательские институты, занимающиеся проблемами транспорта. Двое из них имеют опыт работы в транспортных министерствах своих стран. Предполагается, что урбанисты приедут в Москву, ознакомятся со всеми доступными документами, связанными с реконструкцией Ленинского и строительством хорды, а затем дадут свое заключение о целесообразности проектов. Кроме того, эксперты проведут несколько публичных лекций, а их доклад по результатам исследования будет напечатан для москвичей большим тиражом.
Кого собирается привлечь фонд «Городские проекты»:
Жан Клод Зив (Jean-Claude Ziv)
Специальный консультант Всемирного банка и Межамериканского банка развития
Руководитель направления логистики, транспорта и туризма в Высшей школе искусств и ремёсел (Conservatoire national des arts et métiers, CNAM)
Член совета парламентского некоммерческого общества «Avenir Transport», которое объединяет французских парламентариев, занимающихся транспортом
Президент Общества инноваций в мобильности в Марселе
Директор Института международного транспорта и портового хозяйства в Париже, Гавре, Марселе и Сен-Дени-де-ла-Реюньон
Тор Хаатвейт (Thor Haatveit)
Заместитель генерального директора министерства транспорта и связи Норвегии, до этого был руководителем транспортной службы в департаменте транспорта и окружающей среды мэрии Осло
Тор в Норвегии занимается государственной политикой в области транспорта, сейчас на уровне страны, а 20 лет назад на уровне города Осло
Профессор Вукан Вучик (Vukan Vuchic)
Профессор по транспортному проектированию департамента электросетевого и системного проектирования фонда UPS и профессор городского и регионального планирования в Пенсильванском университете
Преподавал в Белградском, Лиссабонском, Стелленбосском университетах.
Консультировал Министерство транспорта США (Управление городского общественного транспорта) в 1975-1977 годах, Администрацию городского транспорта Нью-Йорка в 1988-1990 годах
В своем блоге Максим Кац пишет, что из трех миллионов на гонорар ученым пойдет полтора миллиона, остальное будет потрачено на авиабилеты, проживание экспертов в гостиницах, работу переводчиков, аренду залов для лекций и другие расходы. По словам Каца, на электронный кошелек фонда за четыре дня поступило 780 тысяч рублей. Если нужную сумму собрать не получится, активисты будут исходить из того, что есть: пригласят не трёх, а двух или одного эксперта.
Максим Кац, муниципальный депутат района «Щукино», основатель фонда «Городские проекты»
— Главное — показать москвичам, чего на самом деле стоят амбициозные проекты мэрии по борьбе с пробками. Я уже обсуждал эту идею с Вуканом Вучиком, а он пригласил остальных экспертов: Жан Клод Зив — его давний коллега, а Тор Хаатвейт — его ученик. Все они дали свое согласие, ожидают приглашения и готовы участвовать в экспертизе. Завтра я специально лечу во Францию и встречаюсь с профессором Зивом, послезавтра — в Норвегию, к профессору Хаатвейту. Я хочу записать видео, чтобы представить этих специалистов аудитории.
Задача экспертизы — проанализировать действия правительства Москвы, которое борется с пробками с помощью реконструкции вылетных магистралей и строительства городских хайвеев. Чтобы оценить все проекты новых дорог, не хватит трех миллионов. Но на детальный разбор двух примеров: реконструкции Ленинского проспекта и Северо-Западной хорды — хватит. Правительство Москвы пытается увести нас от разговора о целесообразности этих мегапроектов, и на всех этапах публичных слушаний обсуждается только их техническая реализация. А то, зачем в принципе строить, не обсуждается даже в кабинетах. Мы же будем говорить как раз о том, стоит ли реконструировать и строить эти дороги именно так, и целесообразно ли тратить на это такие деньги.
Два крупных российских эксперта по транспорту, Михаил Блинкин и Михаил Якимов, уже публично выступили против реконструкции Ленинского проспекта, теперь мы хотим спросить иностранных специалистов.
Если эксперты выяснят, что с проектами всё нормально, то широкого распространения результатов не потребуется. А если окажется, что мэрия делает глупости, то мы распечатаем от ста тысяч до миллиона экземпляров с результатами экспертизы, чтобы жители понимали, что строительство дороги у них под окном не помогает бороться с пробками. На это деньги будем собирать отдельно.
«Привлечение зарубежных специалистов – важная составляющая в принятии взвешенных решений. Однако специалисты должны учитывать специфику Московской транспортной системы и понимать целесообразность реализации предлагаемых проектов», — прокомментировали ситуацию в Департаменте транспорта г. Москвы.