Для борьбы с пробками власти собираются строить новые и расширять старые дороги, но горожане — как конечные потребители — не всегда в восторге от таких проектов. Промежуточные итоги «дорожного благоустройства» — проходящие со скандалом публичные слушания, массовые митинги местных жителей, которые с целью противостояния реконструкциям объединяются в общественные советы и инициативные группы.
В этом спецпроекте мы собрали пять горячих точек, вернее, линий фронта московского дорожного строительства и попытались разобраться в их необходимости, предоставив трибуну для их сторонников и противников.
В нашем обзоре есть как крупные городские магистрали, так и локальные проекты, касающиеся одного района. Итак, нужны ли нам эти новые дороги и какой ценой?
Объект 1. Северо-Западная хорда
Дата реконструкции: 2013 год, точный срок начала и окончания работ неизвестен.
Где проходит. Магистраль от Ярославского до Сколковского шоссе, должна пройти по уже существующим улицам.
Что сделают. Расширят Большую Академическую, улицу Народного ополчения, Нижние Мневники, Ярцевскую, улицу Боженко, Кубинку и Витебскую улицу.
Цена: 30 млрд рублей.
За
Появление хорды должно уменьшить пробки в районе реконструкции. Над крупными перекрестками, такими как пересечение с Дмитровским шоссе, магистраль пройдет эстакадами, в некоторых случаях, как на перекрестках с улицами Партизанская или Маршала Бирюзова, просто уберут светофоры и заблокируют пересечение хорды поперек.
Против
Жители улиц, по которым пройдет хорда, опасаются, что после расширения проезжей части им станет совсем нечем дышать, а транспортная ситуация в их районе усугубится. Так, Владислава Журавлева, член инициативной группы жителей Коптева, недовольна, что «монстр с 12 полосами» пройдет совсем близко к домам, школе и Петровско-Разумовскому парку: «Расстояние между дорогой и некоторыми домами — 3–4 м, а эстакады будут проходить на уровне 3–4-го этажа. Это шум, вибрация, выхлопы в окна людям. Конечно, никто этого не хочет».
Компромисс
На публичных слушаниях жители предложили альтернативу — пустить транзитный поток не по Большой Академической, а в обход, в виде эстакады над малым кольцом Московской железной дороги. «Там техническая зона, нежилая, там гаражи, — говорит Владислава Журавлева. — Тем более, есть проект реконструкции этого малого кольца, там будет легкое метро. Поднимать эстакаду с железнодорожных путей легче и дешевле, но нас не хотят слышать именно потому, что это дешевле. Префект Силкин на встрече с инициативной группой обещал обратиться с письмом к Марату Хуснуллину, но пока ни о каких конкретных шагах нам не известно».
Мнение
Максим Кац, Муниципальный депутат района Щукино:
«Магистраль разделит район Щукино на две части: если сейчас можно перейти дорогу по светофору, то скоро будут только подземные переходы, которые для 20% жителей Москвы непреодолимая преграда. Например, пожилому человеку спускаться под землю тяжело, и он будет делать это только в крайнем случае, то же самое — с колясками. У нас есть социальный центр, куда ходят пенсионеры со всего района, а теперь непонятно, как они будут туда ходить. Сейчас машины и общественный транспорт едут по улице Маршала Бирюзова через светофор, а с появлением бессветофорной хорды пересечь ее будет нельзя и нужно будет объезжать перекресток. Это увеличение перепробега транспорта, с которым городские власти пытаются бороться».
Арбитр
Сергей Ткаченко, директор Научно-исследовательского и проектного института генплана Москвы с 2004 по 2011 год:
«В этом направлении идет большой поток транспорта, так что строительство — в интересах города. Жители затронутых районов от этого только теряют, но разгружаются улицы в центре города и на кольцах, потоки транспорта перераспределяются. Беда в том, что тем, кто будет жить вокруг магистралей, будет хуже, а остальным — лучше».
Объект 2. Северный дублер Кутузовского проспекта
Дата реконструкции. Нет данных.
Где проходит магистраль. Между Рублевским шоссе и территорией комплекса «Москва-Сити».
Что сделают. От Рублевского шоссе в сторону центра протянется новая дорога вдоль улиц Ивана Франко, Герасима Курина, Василисы Кожиной и Промышленного проезда, до станции метро «Фили». От станции «Фили» две эстакады будут выводить транспорт через Москву-реку на набережные в районе станции метро «Международная». Около станции метро «Славянский бульвар» дублер соединится с кутузовской эстакадой, которая пойдет дальше на север и также вольется в Рублевское шоссе.
Цена: 50 млрд рублей.
За
Марат Хуснуллин, заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
«Это стратегическая магистраль для города. Мы поставим шумозащитные окна и экраны, постараемся максимально отойти от жилых домов. После обращения жителей микрорайона Фили я был на объезде и сам посмотрел возможности максимального приближения к железной дороге. Мы будем стараться находить компромиссные решения, потому что без строительства северного дублера невозможно развитие огромной территории на северо-западе и западе, всех промзон, которые там находятся, «Большого Сити». Сегодня туда ни заехать ни выехать, и жители этого района тоже часами стоят в пробках. А это будет связка с Рублево-Архангельским, с платной объездной дорогой в Одинцове, с промзонами на северо-западе от Звенигородского шоссе до Кутузовского проспекта».
Мнение
Николай Ткачук, депутат муниципального собрания Дорогомилово
Депутат муниципального собрания района Дорогомилово Николай Ткачук считает, что магистраль нужна. По мнению Ткачука, основная причина конфликта вокруг дублера — отсутствие внятной коммуникации между властью и горожанами: «Общественность так и не услышала вразумительных ответов на вопросы, почему дублер идет не над железной дорогой, почему на нем нет развязок на Третье транспортное кольцо. Хотя если он пройдет над железной дорогой, он приблизится к жилым кварталам в соседнем районе Филевский парк, на улице Василисы Кожиной, и это уже не понравится людям, живущим там. А раздражение жителей возникло в первую очередь из-за того, что к моменту проведения публичных слушаний по проекту работы частично уже начались в Кунцеве, вдоль Белорусской железной дороги».
Против
Жители районов Фили-Давыдково и Дорогомилово уверены, что власти просто собираются обеспечить удобный подъезд к комплексу «Москва-Сити» в ущерб экологии в их районах.
Член общественного совета Дорогомилова Наталья Беляева считает, что транспортная обстановка в районе с появлением дублера только усугубится — по эстакаде с Рублевского шоссе на Кутузовский проспект будет приходить дополнительный поток транспорта. «Теперь градостроительная ошибка, как назвал «Сити» Сергей Собянин, будет усугубляться, — замечает Наталья Беляева. — В нашем районе дублер затрагивает северную часть района, где находится яблоневый сад. А за железной дорогой была промзона, и можно было бы использовать ее для прокладки дублера, но там уже заняли территорию спортивным комплексом. Его явно можно было построить в другом месте, поскольку транспортная проблема у нас имеет приоритет».
Арбитр
Сергей Ткаченко, директор Научно-исследовательского и проектного института генплана Москвы с 1994 по 2011 год
«Мы пытаемся разгрузить городские радиусы, в данном случае — Кутузовский проспект. Этот район практически не обеспечен метрополитеном. Посмотрите, сколько там народу живет, сколько наши уважаемые инвесторы с Москомархитектурой построили там жилья, потому что там дорого и хорошо. Нигде нет такого переуплотнения, как в Западном округе: предельная плотность жилья, и она еще будет возрастать. Сейчас в этой зоне фактически нет другой дороги в центр, кроме Кутузовского.
Вопрос не в том, кто куда поедет. Нужно, чтобы была возможность выбора дороги. Дублер даст большую свободу перемещений. А когда построят мост, с дублера поток выйдет на набережную, дальше, я надеюсь, будет реализована транспортная схема «Большого Сити», это территория в 970 гектаров в четырех префектурах. Будет много путей для того, чтобы люди оттуда попадали в центр, например по набережной».
Объект 3. Направленный съезд на МКАД в Ясенево
Дата реконструкции. На стадии проектирования.
Где проходит магистраль. От 38-го км МКАД над проездом Карамзина, затем пройдет по земле гаражного кооператива до пересечения Голубинской и Ясногорской улиц, мимо Битцевского парка.
Что сделают. Эстакаду, переходящую в наземную дорогу.
Цена. 3 млрд рублей.
За
Разгрузить вечную пробку на МКАД при подъезде к Бутово.
Против
Жителей Ясенево не устраивает, что за их счет хотят помочь жителям Бутова. Например, Татьяна Завражнова, живущая на улице Одоевского, не готова к появлению еще одной дороги: «Если сейчас говорят о развитии общественного транспорта, зачем делать из Ясенева транзитный район? Выехали из Бутова, остановились у метро, припарковались и поехали дальше. Для того чтобы в Бутове, где люди когда-то купили задешево квартиры, сделать нормальный «новый центр» Москвы, они хотят другой спальный, зеленый район загрузить машинами. Я сама автомобилист и устала стоять в пробках и вижу решение проблемы за счет расширения Калужского шоссе, но никак не за счет этой эстакады».
Мнение
Сергей Менделеев, Муниципальный депутат Ясенев:
«Пробки не исчезнут, а просто переместятся со МКАД вглубь района. На Тарусской и Ясногорской улицах и так бывают небольшие заторы, а с появлением эстакады на них хлынет еще один поток, и встанет абсолютно все. Жители предлагали вместо эстакады прорыть тоннель, чтобы машины без светофора въезжали на Тарусскую улицу со стороны МКАД».
Арбитр
Сергей Ткаченко, директор Научно-исследовательского и проектного института генплана Москвы с 1994 по 2011 год
«Дорога строится в интересах не Ясенева, а Бутова. Пробки будут всегда, сразу все проблемы решить нельзя. Просто нужно делать проект транспортного движения всей этой территории. Бутылочное горлышко перемещается с одного места на другое. Я не знаю, как решить проблему в этом месте. Тоннель — это слишком дорого. Вот сейчас жителям дадут платить квартплату без субсидий, и они забудут про тоннели».
Объект 4. Продолжение Большой Марфинской улицы
Дата реконструкции. Декабрь 2012 года. Работы временно остановлены.
Где проходит магистраль. Большая Марфинская улица будет достроена до соединения с улицей Академика Королева.
Цена. Смета на две новые улицы (продолжение Большой Марфинской и проезд вдоль железной дороги) 328 млн рублей.
За
Появление дороги решает вопрос подъезда к новым домам, ликвидирует тупик и дает лишнюю развязку для автомобилистов, разгружая улицу Академика Королева.
Против
Этот проект появился еще в 2006–2008 годах, однако за его реализацию взялись только в 2012-м, когда на «пути следования» дороги уже возникли новостройки. В результате новый проезд протянулся рядом с Большой Марфинской, соединился с ней пожарным проездом, а с другой стороны уперся в крытый паркинг.
Жители недовольны, что новая дорога пройдет мимо школы 1494 и школьникам по пути на уроки придется переходить проезжую часть. Кроме того, люди опасаются, что, когда улица станет сквозной, по ней через микрорайон пойдет транзитный поток автомобилей, рассказывает Мария Хубиева из дома дома 4, корпус 2, по Большой Марфинской: «Машины буду ехать от улицы Академика Королева, упираться в дом 7а и по пожарному проезду выезжать на Большую Марфинскую. В результате мы не сможем выехать из района: этот пожарный проезд — единственный выезд в сторону области. Прямо на дороге оказывается школа, беговая дорожка примыкает к проезжей части. Автомобили будут там газовать, а дети — бегать».
Мнение
Зинаида Авдошкина, Глава муниципального собрания Марфина:
«Для безопасности детей на новой улице будут «лежачие полицейские», а возможно, и светофоры. Транзитные потоки не пойдут по ней именно потому, что она так неудобно устроена: идет не прямо, а с изгибом, через пожарный проезд».
Арбитр
Сергей Ткаченко, директор Научно-исследовательского и проектного института генплана Москвы с 1994 по 2011 год
«Проблема в том, что жилье построили, а дороги забыли. Ведь сначала надо делать транспортную инфраструктуру, а потом домики ставить! К сожалению, эта дорога в районе нужна. Все дело в непоследовательной реализации и генерального плана, и проектов планировки: все равно что вырвать зуб, а потом сделать наркоз. К сожалению, у нас нет законов, предусматривающих ответственность за невыполнение генерального плана, за нарушение технологических последовательностей. А во всем мире за такое сажают».
Объект 5. Продолжение Измайловского проспекта
Дата реконструкции. В стадии планирования.
Где проходит магистраль. На востоке Измайловский проспект должен соединиться со МКАД при помощи тоннеля под Измайловским парком.
Цена. Нет данных.
Что планируют построить. Летом 2012 года на слушаниях по новому проекту планировки природно-исторического парка «Измайлово» жители увидели на картах красные линии дороги, которая должна пройти через парк параллельно Измайловскому шоссе. Проект самой дороги еще на обсуждение не выносился, но жителей беспокоит даже гипотетическая возможность такого строительства.
За
Сергей Ткаченко, директор Научно-исследовательского и проектного института генплана Москвы с 1994 по 2011 год
«Красные линии — это метод спасения города от застройки, за ними нельзя строить всякие пивные и прочие объекты, которые возводятся в городе на особо охраняемых природных территориях. Но пока это совершенно неактуальный вопрос. Когда будет перспектива реализации проекта, тогда можно будет о нем говорить».
Против
Юлия Успенская, член общественного совета Измайлово, знает, что идее проспекта в парке уже много лет
«Еще в 90-х годах там планировали построить дорогу. Тогда от этой идеи отказались, но почему-то в генплане остались эти красные линии. Значит, когда-нибудь дорога будет реализована. Прокладывать ее там — значит отрезать людей от Измайловского парка».
Из Постановления Правительства Москвы от 20 марта 2001 г. N 270-ПП
«Об утверждении Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве»
Красные линии – границы территории улично-дорожной сети, выделенной из остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения.
В пределах красных линий допускается размещение опор путепроводов, пешеходных переходов, павильонов на остановках общественного транспорта. С учетом местного градостроительного режима допускается размещение площадок для отстоя и кольцевания общественного транспорта, автозаправочных станций, мини-моек, объектов мелкорозничной торговли и бытового обслуживания и прочих.
Заграничный опыт
Американский экономист Жан-Поль Родриге, сотрудник университет Хофстра в Нью-Йорке, автор книги «География транспортных систем», перечисляет некоторые способы борьбы с пробками из опыта западных стран. Они актуальны в тех городах, где жители интенсивно используют автотранспорт. Некоторые из этих мер используются и в России, а некоторые пока еще заграничная экзотика.
- Контроль над количеством машин, въезжающих на автострады, с помощью двухсекционных светофоров.
- Синхронизация регулирование сигналов светофоров в городе в зависимости от времени суток и доминирующих транспортных потоков.
- Оперативная ликвидация поврежденных машин с мест аварий.
- Кооперация людей для совместных поездок в автомобиле, если они едут по сходным маршрутам.
- Возможность аренды автомобилей на короткий срок.
- Выделенные полосы для общественного транспорта и автомобилей, везущих более двух пассажиров.
- Платные участки дорог с гибкими ценами, которые могут меняться в зависимости от времени суток.
- Ликвидация бесплатных парковок в городе.
- Развитие общественного транспорта.
- Развитие инфраструктуры для велосипедов и пешеходов.
- Что касается общественного транспорта в городе, то его эффективности мешают несколько факторов:
- Географическая разобщенность районов, растянутость города.
- Негибкость инфраструктуры при изменениях в доминирующих маршрутах (изменить траектории железнодорожных веток и тоннелей метрополитена невозможно).
- Несвязанность различных систем общественного транспорта, неудобство пересадок.
- Малая загруженность и окупаемость из-за конкуренции со стороны автомобилей.
- Плоская система оплаты проезда: за короткую поездку пассажир платит столько же, сколько и за длинную, что снижает востребованность общественного транспорта.
Текст подготовила Анна Байдакова
Продюсер: Надежда Померанцева