О пробках в Москве и США
«Главная ошибка в организации системы транспорта состоит в том, что развивается один вид транспорта, а другие – игнорируются. Например, в США в 50-х годах развивался только автомобильный вид. Но автомобили – это ненадежные перевозки, пробки, уродливые парковки. В США расширяли улицы, отводили много места для паркинга. Но все равно пробки возникали и влияли на города. Складывалась неблагополучная среда для пешеходов. В США люди стали избегать больших городов, потому что не хотели гулять среди гаражей. Автомобили доставляют много проблем тем, у кого их нет. Город и семьи зависят от машин, дети не могут сами дойти до школы, даже если она рядом с домом. Строили дороги, расширяли их, строили многочисленные парковки, но это не работает. Если сейчас посмотреть на эти города – они стоят в пробках.
Вукан Вучик Профессор, преподает проектирование транспортных систем в Университете Пенсильвании. Автор монографии «Транспорт в городах, удобных для жизни» (переведена на русский язык)
В этих городах считали автомобили, пытались решить краткосрочные проблемы – и в этом была ошибка. Главная проблема в том, что люди решали краткосрочные проблемы, боясь заглянуть в будущее. Главный вопрос должен быть: в каком городе мы хотим жить.
Если хотите подогнать город под автомобиль – вы его изуродуете. Я видел, как у вас на Тверской паркуются. Прямо на дороге. Построили парковки, но ничего не изменилось, все равно пробки».
О «чем-то» между автобусом и метро
«Сегодня существует система транспорта, обладающая большой мобильностью и экономичностью. Проблема состоит в том, что различные виды транспорта мы не можем интегрировать.
Есть несколько видов транспорта: автомобиль, трамваи, метро, легкое метро. В Москве устаревшая политика. Построили хорошее метро и забыли о других видах транспорта. Но должно быть нечто между автобусом и метро. Автобусы в Москве практически пустые, они едут медленно. Поэтому в городе все встает. С метро должны быть интегрированы пригородные электрички. И еще, я был очень удивлен, услышав, что в Москве собираются убрать троллейбусы. Их, наоборот, надо сохранять и развивать. Они намного экологичней автобусов. Сеть троллейбусов надо продумать и дать этому транспорту преимущества.
Во многих городах, например, в Лос-Анжелесе строят трамвайные линии, легкое метро, которое едет 100 км/ч, многие автовладельцы пересели на него. Это делает город более привлекательным для пешеходов.
Нужно понять, как транспортная система функционирует. Изучить существующую ситуацию, провести техническую экспертизу, нужна политическая и общественная поддержка. Город должен иметь четкую координацию транспорта, экономики и экологии».
О том, что делать
«Не надо поощрять использование автомобилей. Нужно стимулировать людей пересесть на общественный транспорт. Сделать так, чтобы люди хотели ходить пешком, а для этого нужно организовать хорошие пешеходные дорожки, дорожки для детей. Ограничить количество парковок, повысить цену на парковку. Очень эффективный способ снижения потока транспорта – платный въезд в центр города. Так сделали в Сингапуре. К этому, кстати, сейчас подходит Лондон.
Но самое главное – надо сделать хороший общественный транзит, частые дешевые перевозки на общественном транспорте. Нужно продумать финансирование транспортной системы.
Это целая политика – как пересадить автомобилиста на общественный транспорт. В Сингапуре, например, в 1975 году появился департамент транспорта, и именно он занимался ценами на парковку, развитием общественного транспорта. В Москве есть такой департамент. Ура! Опыт Сингапура показал – чтобы добиться результата в борьбе с пробками, необходимо политическое желание и общественная поддержка.
Еще один пример приятного для жизни города – Мюнхен. Там есть целый район пешеходный. Это один из самых привлекательных городов для жизни».
Максим Ликсутов, руководитель столичного департамента транспорта: «Хорды строятся из-за трассы Москва-Санкт-Петербург»
«МН» попросили Максима Ликсутова прокомментировать слова Вукана Вучика об организации системы транспорта в Москве.
«Конечно, мы готовы уменьшать количество машин в Москве. Но это долгая история. Все, что сказал профессор [Вукан Вучик], - мы согласны с этим. И в нашей стратегии много что из этого есть. Приоритет общественного транспорта – это главное.
Я согласен, что Москва сейчас развивается как город для автомобилей. Но в Москве строится не так много дорог. Что касается хорд, вокруг которых сегодня столько шума, они строятся, потому что строится трасса Москва-Санкт-Петербург и машины нужно куда-то девать, МКАД не справится. По всем расширениям дорог, которые делаются, всегда есть выделенная полоса для общественного транспорта. Мы хотим построить 240 км железнодорожных путей в Москве и области совместно с РЖД. Полностью модернизируем существующую трамвайную систему. Часть трамвайных путей выделим от улично-дорожной сети и проведем конкурс по новым трамваям уже в этом году.
Ни один город мира парковкой в достаточном количестве не решил вопрос пробок. 1 ноября мы запускаем платную парковку на улице Каретный ряд, 50 руб. в час. Наша система оплаты будет базироваться на системе смс-сообщений. Можете отправить номер машины на номер 7757, этот номер все автомобилисты должны скоро выучить. Разработано мобильное приложение, которое позволит воплотить эту идею. В феврале 2013 года вся парковочная сеть внутри Бульварного кольца будет платной; в 2014 году – в рамках Садового кольца; ну и 2015 год – вся парковка в пределах всего транспортного кольца будет платной. И мы меняем федеральное законодательство, чтобы забрать у ГИБДД функцию администрирования парковочного пространства».