С 1 июля парковка на тротуаре или переходе в центре мегаполиса обойдется в 3 тыс. рублей вместо 300. Ужесточая санкции, власти не улучшали городских условий с парковкой, а информационная кампания о повышении штрафов фактически прошла незамеченной. Правда, департамент транспорта заявляет, что столичных автомобилистов ждет «вторая волна» раздачи листовок о неправильной парковке.
Новая шкала наказаний за неправильную парковку вводится с 1 июля в Москве и Санкт-Петербурге. За нарушение правил остановки и стоянки жителям этих городов придется заплатить уже 2,5 тыс. руб. (ранее — 100 руб.), те же нарушения на пешеходном переходе и тротуаре обойдутся в 3 тыс. руб. (до новых правил — 300 руб.). Столько же придется отдать за остановку и стоянку машины на остановке общественного транспорта. Наиболее острой проблемой для автомобилистов является парковка, ужесточение санкций в этой области волнует почти всех.
Повышение штрафов может оказаться неожиданностью для неосведомленных москвичей и особенно для иногородних водителей: штрафы повышаются неравномерно. Во всех остальных городах России штрафы за те же нарушения останутся в пределах нескольких сотен рублей. «Для иногородних, которые приедут в Москву, это будет шоком», — считает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Департамент транспорта планировал провести информационную кампанию, раздавая листовки желтого цвета с красной надписью «штраф 3 000 рублей» тем, кто припарковался не по правилам и заплатил бы столько, если бы июль уже наступил. Первая волна раздачи листовок уже закончилась, до июля пройдет еще одна, рассказала пресс-секретарь департамента Жанна Терехова. Впрочем, «в первую волну», в апреле, корреспондентам «МН» удалось найти всего несколько листовок по всему центру, хотя власти утверждают, что раздали 35 тыс. предупреждений. Если вторая волна пройдет так же, повышение штрафов совсем не будет похоже на борьбу за свободу передвижения пешеходов, скорее, на желание пополнить городскую казну за счет водителей.
По статистике, в Центральном округе (лидер по числу рабочих мест в городе) неправильно выбирают места для стоянки 35% водителей или 54 тыс. человек. Из-за припаркованных, а по сути, брошенных как-нибудь машин по некоторым тротуарам в центре Москвы пройти иногда невозможно. Нельзя порой и сойти с тротуара, отгороженного плотной цепью автомобилей. У тех, кто их там поставил, своя правда: «правильных» мест не хватает на всех. В центре расположены 240 тыс. легальных мест для парковки, по словам главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, это предел. В то же время в центре нашлись парковочные пространства для машин многих госучреждений, а с их полупустыми парковками соседствуют улицы, забитые в два ряда.
Предыдущие неудачные попытки навести порядок с парковкой не вселяют в автомобилистов надежды. «Тверскую улицу вычистили так, что там никто не оставляет машину даже в специальных карманах. А параллельная ей Большая Дмитровка забита, но никто автомобилистов не гоняет. Гоняли их последнее время у Пушкинского сквера, хотя там можно припарковаться, никому не мешая», — приводит примеры Вячеслав Лысаков. «У меня вопрос, как это будет функционировать, — признается Ольга Железняк, вынужденная по работе каждый день совершать несколько поездок по городу. — Очень сомневаюсь, что всех будут штрафовать, есть ведь у нас и мигалки, и авто с различными разрешениями под лобовым стеклом».
По мнению Лысакова, увеличение штрафов — репрессивная мера, которая должна была бы стать последней в череде мер по улучшению транспортной ситуации: «Сначала нужно сделать перехватывающие парковки и комфортный общественный транспорт. Создать дополнительные парковочные места. И штрафовать тогда уже тех, кто это все игнорирует, причем не выборочно, а автоматически всех». Жестокая мера снова может не принести результатов из-за отсутствия неотвратимости наказания, считает председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Алексей Дозоров. «Нужно штрафовать всех. Но пока у нас остаются машины с блатными номерами, которые не трогают», — отмечает эксперт.
Штрафы сегодня выписывают и вручную, и автоматически — системой контроля за парковкой «Паркон» оборудованы 10 автомобилей, курсирующих по городу. К июлю их число вырастет до ста. По мнению экспертов, этого числа на всех нарушителей все равно не хватит.