Кто: Елена Шифрина, выпускница лондонской Regent’s Business School и бизнес-школы «Сколково», основала компанию по производству натуральных снеков. Свое свободное время посвящает любимому мужу и маленькой дочери.
Что: BioFoodLab — компания, выпускающая орехово-фруктовые батончики Bite без сахара и консервантов.
Сколько: 5 000 000 руб. потрачено на запуск.
Начать может каждый
В 18 лет я уехала работать моделью в Париж. Прожив там два года, перебралась в Лондон, где поступила в Regent’s Business School. По окончании мне предложили пройти стажировку в British Petroleum. На тот момент я приняла решение завершить карьеру модели и вернуться в Москву, где можно было бы попробовать себя на новом поприще.
Три года я проработала в ТНК-BP, затем поступила на курс MBA в «Сколково». Идея собственного бизнеса пришла ко мне в Америке, когда я проходила стажировку в Массачусетском технологическом институте. Я была восхищена тем, с каким уважением жители Бостона относятся к своему здоровью. По утрам весь город выходит на пробежку. Магазины забиты натуральными продуктами, что позволяет людям без труда следить за своим питанием. Среди товаров были полезные и вкусные ореховые батончики, которые сразу мне полюбились.
Окончив «Сколково», я пошла работать в Raiffaisen private banking, но мысль о производстве полезных снеков не давала мне покоя. В феврале 2012 года я учредила компанию BioFoodLab и приступила к работе.
Запуск обошелся примерно в 5 млн руб. — собственноручно накопленных денег. Я считаю, что удачный старт-ап должен строиться не на больших кредитах, а на энтузиазме и уверенности в собственном успехе.
Первое время все снеки изготавливались вручную
Половина денег ушла на оборудование, половина — на разработку самого продукта, бренда, дизайна упаковки и другие нужды. Первый батончик появился в сентябре 2012 года. Мы с двумя коллегами создали продукт для людей, которые ведут здоровый образ жизни, но не всегда успевают вовремя поесть. В составе только орехи, сухофрукты, ягоды и специи. Все снеки изготавливаются из импортного сырья, так как в России нам не удалось найти ингредиентов необходимого качества. Мы нашли партнеров, которые занимаются вопросами доставки и растаможки. Сейчас опасаемся неминуемого повышения цен на сырье из-за роста курса доллара и евро. Многие поставщики уже предупредили нас о подорожании на 30%.
Неизбежные трудности
Основная сложность была в том, чтобы разработать технологию производства, позволяющую не добавлять в продукт никаких консервантов и сахара. В результате нам с коллегой Сергеем Ковалевым удалось это сделать. Затем встал вопрос поиска предприятия, которое согласится производить батончики на наших условиях. Из 15 просмотренных вариантов ни один не соответствовал полностью необходимым требованиям.
Дошло до того, что первое время все снеки изготавливались вручную. Вскоре мы арендовала цех у компании «Ростагроэкспорт» и вложились в оборудование, но, по сути, батончики Bite до сих пор являются результатом ручного труда. Их по нашей технологии изготавливают сотрудники «Ростагроэкспорта».
Вторая проблема, с которой мы столкнулись, — восприятие батончиков как товара премиум-класса, который подходит только для дорогих магазинов. Сейчас мы пытаемся избавиться от этого ярлыка, потому что изначально продвигали идею натурального продукта для всех и каждого. Мне очень жаль, что в нашей стране здоровое питание до сих пор считается привилегией обеспеченных людей, в то время как оно может быть доступно всем.
Именно поэтому мы сейчас ведем переговоры с крупными торговыми сетями: «Я любимый», «Метро», «Дикси» и «Ашан». Мне было особенно приятно, когда на встрече с представителями сети «ОК» люди не просто знали о нашем продукте, но и заведомо дали свое согласие на его продажу.
Я получаю невероятное удовольствие, когда узнаю, что кто-то из моих старых или новых знакомых любит Bite
Изначально мы распространяли товары через магазины с органическими продуктами. Их владельцам не надо было объяснять преимущества и пользу батончиков. Наладить партнерские отношения с более крупными сетями намного сложнее. К примеру, договор на поставки в «Зеленый Перекресток» был подписан с Х5 Retail Group еще в марте 2013 года, а первые партии наших снеков были отгружены только в июне.
Удовольствие от процесса
Мне бы хотелось, чтобы наши соотечественники внимательнее относились к своему здоровью, следили за питанием и читали этикетки на продуктах. Прожив восемь лет за границей, я вернулась в Россию специально, чтобы создать натуральный продукт, за который было бы не стыдно.
Я получаю невероятное удовольствие, когда узнаю, что кто-то из моих старых или новых знакомых любит Bite. В такие минуты понимаю, что затеяла все не зря. Недавно друзья рассказали, что видели мои батончики в кабинете Андрея Раппопорта (президента Московской школы управления «Сколково»).
На сегодняшний день мы производим порядка 100 тыс. батончиков в месяц. Мы будем расширяться до тех пор, пока наш продукт интересен покупателям. В будущем надеемся выйти на международный рынок. Кроме того, нас все чаще спрашивают про напитки. Но в этом случае речь идет о сложной логистике, а потому мы сейчас активно изучаем вопрос и думаем, как быть дальше.