Кто: Александра Шафорост, владелица кондитерского цеха, где производится печенье, гранола и леденцы «Marc 100% натурально». Путешествует по миру со своим сыном, в честь которого назвала бренд, увлекается горными лыжами и театром.
Что: «Marc 100% натурально» — кондитерский цех по производству натурального свежего печенья, гранолы и леденцов с необычным вкусом.
Сколько: до 1 млн руб. потрачено на запуск.
Начать может каждый
Я родом с Украины. В 19 лет мне пришлось бросить учебу в Киевском политехническом институте, где я училась прикладной математике, и вместе с семьей отца эмигрировать в Нью-Йорк. Первые полгода в Америке я работала в прачечной, убирала дома и учила язык, в то время мне очень сильно хотелось вернуться домой в Киев. Полгода спустя я поступила в вуз, чтобы изучать маркетинг и управление.
Знания, которые я получила, учась в Киеве, очень пригодились мне, диплом я получила через два года вместо положенных четырех. Находясь в Нью-Йорке, я научилась зарабатывать деньги самостоятельно. А кроме этого я поняла, что работа должна приносить удовольствие, иначе это каторга.
Позже я получила степень MBA и начала работать с американскими и европейскими компаниями, которые сотрудничали с Россией. Успела поработать банкиром, заняться консалтингом, продавала проекты элитной недвижимости и даже военные самолеты. По работе мне часто приходилось летать в Москву с командировками. И в 2005 году я окончательно здесь осталась.
Карьера шла в гору, но меня все чаще стала посещать мысль о том, что теперь мне интересно перейти от теории к практике, сделать так, чтобы итогом работы был не подписанный лист бумаги, а материальный продукт, который можно потрогать или даже съесть.
Тема еды всегда была мне близка. Я люблю готовить для моей семьи, ходить в хорошие рестораны и обсуждать с друзьями любимых шеф-поваров. Работа в сфере кулинарного бизнеса мелькала на горизонте давно, но на нее не было времени, пока не родился мой сын Марк. Когда он подрос, оказалось, что у него аллергия на белый сахар, поэтому печенье сыну я начала печь сама. Так и возникла идея первого продукта компании; а сама компания была названа в честь сына — «Marc 100% натурально».
Наш главный принцип — использование качественных и полностью натуральных ингредиентов. К тому же мы не боимся экспериментов со вкусом. Каждый продукт несет идею путешествия, отсылает своим вкусом к кулинарным традициям разных стран, в которых я побывала.
На создание гречневого печенья меня вдохновили гречневые блины с лимоном, которые продают на улицах Парижа. Сырное печенье с липовым медом, пармезаном и розмарином мы разработали специально, чтобы подавать его с вином, вспомнив традиции Италии, где к вину полагается пармезан или пекорино с медом.
Печенье, гранолу и леденцы мы решили продавать через супермаркеты премиум-класса, и нашим первым партнером стал универмаг «Цветной». Специалисты универмага подсказали, что наиболее удачным бренд окажется, если мы найдем баланс кириллицы и латиницы в упаковке. Печенье с названием на русском вряд ли купят за 300 руб. Нужна была упаковка, которая бы визуально говорила о качестве и слегка намекала на иностранность продукции. Это и было учтено в разработке дизайна упаковки. А вслед за «Цветным» наше печенье попало в «Азбуку вкуса».
Неизбежные трудности
Мне было важно создать компанию по производству натуральной вкусной еды с американским отношением к качеству именно в России. Я верю в российский рынок. Мне важно, чтобы все наши продукты по качеству и дизайну упаковки были достойными соперниками лучшим европейским и американским товарам этого класса.
Но когда мы начали работу, при расчетах стоимости производства оказалось, что с учетом доставки и прохождения таможни произвести подобные продукты будет дешевле в Англии, чем в Москве. Дороговизна российского производства объясняется стоимостью ингредиентов и аренды помещения.
Первые полгода нам вообще говорили, что никто за русское печенье такие деньги не заплатит. Меня упрекали, что у печенья очень сложные вкусы: «Никто не купит печенье с шоколадом, брусникой и перцем. Вы уж как-нибудь определитесь, или у вас с шоколадом, или у вас с перцем». Тем не менее сегодня наше печенье продается в магазинах сетей «Азбука вкуса» и «Зеленый перекресток», а также в кофейнях Double B Coffee & Tea.
Небольшие сложности возникают с доставкой нашего печенья, гранолы и особенно леденцов в магазины. У всех наших партнеров есть свои дистрибьюторские центры, и это очень удобно с точки зрения логистики и расходов. Но мы развозим товар в каждый магазин своими силами, чтобы быть уверенными в его сохранности.
Кроме этого для успешных продаж недостаточно разместить новый товар на полке магазина. Необходимо познакомить аудиторию с брендом. Только 5% людей, приходя в магазин, готовы экспериментировать и пробовать новые товары. Остальные 95% берут с полок ровно то, к чему привыкли.
Поэтому мы участвуем в уличных маркетах еды и проводим дегустацию печенья и гранолы в супермаркетах. С будущим покупателем нужно действовать как с ребенком — предложить попробовать. Ребенок может говорить: «Я не буду, мне не нравится, я другое люблю». Но ты уговариваешь попробовать, он с опаской кусает, еще и еще. Так же и с покупателем. 80% тех, кто «рискнул» попробовать наши изделия, тут же покупают целую пачку.
Удовольствие от работы
Сейчас я контролирую каждую партию печенья и гранолы. Пробую тесто, сама открываю новые партии соли и сахара, поскольку каждая отличается по вкусу и это может существенно отразиться на тесте. Поставщиков мы выбираем очень тщательно, покупаем самые качественные ингредиенты. Когда в России официально появится классификация экологически чистых продуктов, наша продукция сможет получить по праву заслуженный сертификат.
Мои родители и друзья до сих пор не воспринимают мое занятие всерьез. Они не могут понять, почему я больше не работаю в уважаемой компании и не летаю бизнес-классом, а хожу в кроссовках и раскатываю тесто. Не могут понять, почему я не хочу жить в Америке, а живу в России. Мама регулярно звонит со словами: «Саш, хватит ерундой заниматься, надень костюм и устройся на нормальную работу в офис в Нью-Йорке. Выгляди нормально и общайся с людьми твоего уровня. Кончай с печеньем возиться!»
Но дело в том, что мне очень интересно работать в новой сфере с нуля, разбираться во всех механизмах и выстраивать успешную компанию. В 2014 году у нас есть ряд конкретных целей: начать производить натуральные батончики из нашей гранолы и сухофруктов и заключить договоры с четырьмя большими сетями премиального и среднего сегмента, сетью кофеен «Старбакс» и несколькими другими московскими и региональными сетями по размещению всей линейки продуктов «Marc 100% натурально».
Не стоит бояться новых идей, хотя внутренний страх — это нормально. Просто его нужно пересилить и идти к своей цели маленькими шагами. Не надо сидеть и думать: я еще не готов, подождем идеальную ситуацию на рынке. Не думай, что все начнется, когда ты построишь завод, обзаведешься сотней работников и миллионным капиталом. Нет. Все рождается в тот момент, когда ты начинаешь действовать и на практике понимаешь, на что ты лично способен.