Очередь к храму начинается примерно с середины Фрунзенской набережной. Для паломников здесь установили несколько десятков биотуалетов. Видимо, чтобы избежать давки или конфликтов, полиция делит людей на группы по 150–200 человек в каждой. Несмотря на большое скопление людей, никого не досматривают, на пути прихожан нет и рамок металлоискателей. Только у самого храма.
Вдоль очереди стоят автобусы, в которых можно погреться. Ими пользуются в основном самые пожилые люди и женщины с маленькими детьми.
Рядом со мной пенсионерка в тяжелой дубленке рассказывает соседке, как позавчера упустила свое место в очереди.
— Я живу неподалеку. Холодно было, отошла за пуховым платком и термосом. Прихожу обратно, а за ограждение уже нельзя, хоть соседи все меня запомнили и очередь я заняла.
— Вчера отстояли шесть часов, а до закрытия все равно не успели, — жалуется по телефону женщина помоложе, в ярком пуховике. Рядом стоит ее мать, старушка лет 80.
Очередь почти не двигается. Группы перемещаются отрезками в несколько десятков метров раз в 20–30 минут.
— Куда вы все ломанулись-то? Вы зачем сюда пришли, чтобы за десять минут проскочить? — возмущается полная женщина в розовом платке.
Чтобы попасть в храм и приложиться к святыням, нужно отстоять в очереди в среднем восемь часов.
— Ты не замерзла? Может, пойдем? — высокий мужчина средних лет мягко уговаривает жену.
— Не замерзла. У тебя нога-то не болит?
— Болит и чешется, — жалуется мужик.
— Ну ничего, потерпишь.
Основная часть очереди — женщины лет пятидесяти и старше. Встречаются и молодые семьи с маленькими детьми, несколько парней фанатского вида в спортивных штанах и кроссовках.
— Может, вас с ребенком без очереди пропустят? — говорит соседка симпатичной блондинке лет сорока. Рядом с ней девочка лет восьми не отлипает от смартфона.
— Только до трех лет пропускают. Ничего, нам не привыкать, — отвечает мать. — К поясу Богородицы так же стояли.
Многие пришли сюда компаниями или семьями. Те, что сами по себе, читают молитвословы.
По мере того как очередь приближается к Андреевскому мосту, паломники все больше говорят о самих святынях.
Дедушка с длинной седой бородой и сигаретой во рту рассказывает соседкам по очереди, как исцеляет родственников и знакомых молитвами. Женщины вокруг восхищенно кивают.
— Так вот, Никита был наркоман и жена его тоже, а ребенок родился недоношенным. А сейчас, слава богу, ему уже три года и здоровый такой. Я ведь за много лет один раз только забыл утреннюю молитву прочитать. А вечером в тот же день жена моя прибегает и говорит, что крестник-то мой из окна в тот день выпал. Ну не бывает таких совпадений.
Собеседницы охают и продолжают кивать.
Из разговоров понятно, что большинство пришло сюда либо в надежде на собственное исцеление, либо просить помощи для своих детей.
— У меня дочка раньше всегда с нами ездила в храмы, и в монастыре мы даже как-то жили. А потом перестала совсем. Может, хоть теперь вернется, — жалуется женщина в платке своей соседке.
Рядом группа женщин спорит, как правильно прикладываться к святыням.
— Если бы их там все подряд не целовали, а только трогали, очередь быстрее бы шла.
— Так их никто и не целует. Муж сегодня в интернете смотрел — говорит, что прикоснуться достаточно.
— Ну посмотрим, это уж как Господь даст.
За два часа очередь сдвигалась с места всего четыре раза и не прошла даже половину пути. До цели оставалось не меньше четырех километров, а это в лучшем случае шесть-семь часов. Все это ради того, чтобы провести в храме несколько минут — перекреститься, поцеловать ларец с дарами, и тут же на выход, чтобы не задерживать очередь.
— Знакомой моей повезло: успела в Рождество приложиться прямо во время службы, — рассказывает одна старушка другой. — Правда, ни рассмотреть толком не успела, ни попросить ничего. Но все равно повезло, что в такой праздник.
Реликвия
Дары волхвов представляют собой 28 золотых подвесок разной формы и прикрепленных к ним шариков из ладана и смирны (ароматического масла). История подношения даров описана в Евангелии от Матфея. Согласно апостолу, дары принесли Иисусу три восточных мудреца, увидевших звезду, которая взошла после рождения Спасителя. Как пишет евангелист, дары имели символическое значение: золото Иисус получил как царь, ладан как бог, а смирну, которую использовали при бальзамировании тел умерших, как человек.
По легенде, дары до IV века хранились в Иерусалиме. Оттуда их перенесли в Константинополь, а после падения столицы Византии в 1453 году во время османских завоеваний — в монастырь Святого Павла на гору Афон в Греции.
Елена Алдошина, 44 года
Подмосковье
— В храме я многого хочу попросить. Для себя, для своей семьи и для России. Главное — чтобы у нас дома, в России, была благодать. И чтобы это был именно наш дом, вот и все. Нужно просить у Бога, чтобы никто не поднял на нас оружие и не завоевал нас потихоньку, как это сейчас происходит. Нас ведь сейчас тихо завоевывают.
Я знаю, что дары, которые привезли, — три золотые подвески с бусинками из мирры и ладана. Это первый дар, который был принесен Иисусу, когда он родился. Поражает сам факт того, что им две тысячи и 14 лет. Вообще нам всем, нашему поколению, очень повезло, потому что эти дары сотни лет вообще никуда не вывозились. Как же тут было не приехать, я ведь и живу не так далеко, как многие.
Надежда Кочеткова, 60 лет
Подмосковье
— В основном у святынь все просят о скорбях, о нуждах и о болезнях. Я буду просить у даров за сына, а себе я хочу только здоровья, больше мне ничего не надо.
В храм Христа Спасителя привезли то, что уже много веков хранилось в Греции, — смирну, ладан и что-то третье, но я уже забыла что. Дары обладают чудодейственной силой, и поэтому здесь сейчас так много народа. Многие получали от них исцеление, у многих исполнялись просьбы.
Наталья Родина, 37 лет
Москва
— Я местная, но вся очередь, как мне кажется, приехала из других городов. В храме я хочу поблагодарить Бога за то, что все имею, и попросить благополучия и здравия своей семье.
Насколько я знаю, дары — это золото, которое волхвы принесли Иисусу, когда он родился, ладан и смирна. Золото говорит о том, что он царь иудейский. Ладан говорит о том, что Бог. Мирра — это благовоние, которое использовали для бальзамирования людей, которое символизирует, что Иисус был устремлен к человеческой жизни.
Александра Микшина, 21 год
Москва
— В основном когда подойду к дарам, я хочу попросить здоровья. Потому что сейчас все чем-то болеют, люди по большей части нездоровы, а здоровье — это самое главное. Еще хочу попросить счастья, семьи, благополучия и детей — всего того, что у девушки обычно на уме. Думаю, что потом мне и еще что-нибудь в голову придет, но сейчас даже не знаю что. Честно говоря, я даже не знаю, что находится в этих дарах. Я слышала об этом очень много разного, но сама не читала и не узнавала. Я решила поскорее приехать сюда, ведь раз тут много народа, значит, это что-то стоящее.
Алексей
Москва
— Я понял, что всю жизнь был грешен, поэтому и приехал. Как мне дары помогут, я не знаю, просто услышал зов, и все. Я здесь уже второй раз — вчера тоже ходил к дарам. Вчера утром я встал и начал сомневаться, стоит ли ехать, но добрался и легко отстоял очередь. А сегодня захотелось сходить еще, и я сюда просто на крыльях прилетел, как ребенок на хоккей. Сейчас мне ничего не страшно, даже если я буду стоять тут сутки, и уже хочется прийти еще раз. Раньше такого со мной никогда не было. Что находится в дарах, я не знаю — это все нюансы. Но это конечно же святыня — им ведь две тысячи лет и Матерь Божия их в руках держала.