Кто: Мария Тимошенко, основатель одного из самых уютных хостелов Москвы DOM. Пишет картины, а летом выращивает на своем балконе овощи и цветы. Константин Осинцев — владелец веб-студии.
Что: Bling-Blings — магазин нишевой косметики, украшений и аксессуаров.
Сколько: 1 000 000 руб. потрачено на запуск.
Начать может каждый
В 2010 году мы с Костей поехали в Нью-Йорк, где обнаружили огромное количество маленьких магазинов и блошиных рынков, торгующих интересными вещами. Украшения и аксессуары, которые мы там находили, не были рассчитаны на массового покупателя и делались с душой. Мне в голову пришла идея купить несколько таких вещиц и попробовать продать их в России. Я сделала фотографии, которые поместила у себя в ЖЖ, и вскоре нашлись первые покупатели. Когда стало понятно, что они пользуются популярностью, мы решили открыть интернет-магазин.
Мы ездили на фабрики в другие страны и заказывали свой дизайн, а также продолжали закупать оптом украшения у разных поставщиков, в том числе у тех, у кого мы покупали в Нью-Йорке. Название Bling-Blings придумали легко. Со сленга американских подростков оно переводится примерно как «побрякушки». На тот момент мы еще не планировали продавать косметику, но со временем пришли к этому, а название решили не менять.
Достаточно долгое время интернет-магазин для нас был просто одним из проектов, но в последнее время мы занимались проектом более активно, и сейчас это самостоятельный бизнес. Мы пытались разобраться, как нужно действовать, как что закупать, как доставлять, как получать сертификаты на товар и так далее. Конечно, любой человек может попробовать открыть свой магазин, но нужно понимать, что в этом деле со временем понадобится масса знаний. Первые пару лет я занималась всем практически самостоятельно, хотя никакой специальной подготовки и образования у меня не было. Я сама выбирала марки косметики, которые нужно закупать, все средства пробовала на себе, оставляя только самое лучшее, фотографировала и выкладывала товар на сайт, обзванивала клиентов, собирала заказы и т.д.
Но в какой-то момент мы осознали, что магазин расширяется и пора более серьезно подойти к его организации. Очень важно делегировать обязанности, ведь чем больше магазин и больше товаров, тем больше требуется рук. Сейчас у нас есть сотрудники на всех необходимых вакансиях, и это существенно облегчает рабочий процесс.
Неизбежные трудности
Пожалуй, главная трудность заключается в том, чтобы наладить доставку в Россию. Например, мы находим марку косметики, которая нам нравится и которую мы хотим закупить. На следующем этапе нужно найти логистическую компанию, которая доставит заказ от производителя до склада. Потом еще одну компанию, которая перенаправит груз в Европу. И еще одну, которая привезет заказ в Россию. Потом груз нужно растаможить и получить сертификаты. Причем они выдаются не на всю марку, а на каждый вид продукта: на шампуни, кремы и т.п. Именно поэтому мы и нашли менеджеров по закупкам, они справляются с подобными задачами намного быстрее, чем мы с Костей.
Еще одна трудность заключается в том, что в Москве сложно найти подходящее помещение под малый бизнес, поскольку на рынке недвижимости очень высокие арендные ставки и мало подходящих мест по своей сути. Плюс бывают юридические проблемы — нужно добиться подписания долгосрочного договора аренды и арендных каникул, если помещению предстоит ремонт.
Можно сказать, что у нас есть еще одна довольно специфическая проблема. Мы расположены в отдельно стоящем здании. Это значит, что нам приходится самостоятельно следить за всем — от отопления до вывоза мусора и мытья фасадов. Пришлось даже нанять дворника. С самим зданием, к счастью, трудностей не возникло. Мы нашли его довольно быстро и сразу же сняли. Основную часть здания занимает наш хостел DOM, но мы не хотим, чтобы посетители воспринимали его как одно целое с магазином. Поэтому у них отдельные входы и дворики.
Удовольствие от процесса
У нас все идет хорошо, обороты продаж растут. Мы планируем привозить в магазин по два-три новых бренда в месяц. Как только наладим их поставку, сразу откроем второй магазин.
Кроме этого, мы разрабатываем франшизу, которую планируем продавать тому, кто захочет открывать наши магазины в других городах. Например, с нами уже связались ребята из Питера. Для сотрудников таких магазинов мы будем проводить обучение, рассказывать о косметике, которую продаем, а также помогать с дизайн-оформлением помещений.
Еще мы собираемся нанять своих косметолога и специалиста по волосам. В перспективе мы хотим сделать небольшой салон красоты внутри магазина для того, чтобы клиенты могли на себе попробовать косметику, получить профессиональную консультацию специалиста и т.п. Это также позволит нам покупать профессиональную косметику, которая продается исключительно в салонах красоты.
Такое направление бизнеса в рамках страны кажется нам перспективным, так как нишевая косметика в России распространена очень узко, а масс-маркет не удовлетворяет запросы покупателей на товары высокого качества.