Молебен в поле
У высокого деревянного креста на Ходынском поле каждое воскресенье собираются люди: 50–60 человек — местная православная община — приходят на молебен. Не старушки в черных платочках с палочками в руках, а представители мидл-класса, «30 плюс», обладатели квартир в престижных жилых комплексах Хорошевского района. Юристы, предприниматели, дизайнеры, программисты здесь молятся Богу о том, чтобы на Ходынке была церковь.
«Храм на Ходынском поле столичные власти собирались построить еще 12 лет назад, — рассказывает Леонтий Черненко, член приходского совета возрождаемого храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. На молебен он пришел с пятилетним сыном Мишей. — Городская власть меняется, корректируется план застройки Ходынки, храм «переезжает» в проектах то в одну часть поля, то в другую, то исчезает вовсе. А мы все эти годы молимся буквально в чистом поле. Недавно власти заявили о возможности разместить здесь временный храм. Мы очень надеемся, что данное решение будет в итоге принято властями города, и во время строительства основного храма мы сможем молиться, имея крышу над головой».
Леонтию 36 лет, он управляющий директор в одном из крупных государственных банков, с двумя высшими юридическими образованиями. Рассказывает, что «к Богу стал приходить через свою духовную родину — монастырь в Оптиной пустыне», куда совершает поездки уже более 10 лет. «Первые поездки в монастырь оставили неизгладимое впечатление в душе, — говорит Леонтий.— А однажды вдруг как-то все навалилось — сломал ногу, разбил машину и тяжело заболел. Руки сами потянулись к Евангелию. Пока лежал дома с переломом, все читал Священное Писание. Так ознакомился с христианским учением и осознал, что христианство — это моя вера».
По словам Леонтия, православные жители Хорошевского района осенью 2013 года собрали около 7 тыс. подписей с просьбой возвести здесь храм, направили их в различные властные структуры города. «Подписи мы собирали в Хорошевском районе на заранее согласованных с префектурой Северного округа точках, — говорит он. — А еще силами общины поставили деревянный крест, купили иконы, построили небольшой навес».
«Угощайтесь», — на заснеженном поле Александр Кубышкин, помощник настоятеля пока еще не существующего храма преподобного Сергия Радонежского, предлагает мне чашку с чаем, в которую падают мохнатые снежинки. На столике он растопил самовар и подвигает мне тарелку с сушками и конфетами.
Александр с женой десять лет назад венчались у отца Василия, когда священник еще служил клириком в храме в столичном районе Коптево. Александр объясняет, что пока храма нет, а вокруг только поле, кажется, что помощнику настоятеля и заняться-то нечем. «Но дел не перечесть: и подготовить площадку для молебна каждое воскресенье, и все официальные встречи посетить, и бумаги оформить», — улыбается Кубышкин.
Пахотные земли, место для гуляний и аэродром
Здесь же перед молебном собрались прихожане — сам священник отец Василий и представители местной власти. Рассказывают историю Ходынки — дорогого участка столичной земли. Это поле упоминается с ХIV века, когда еще Дмитрий Донской завещал Ходынский луг своему сыну Юрию Дмитриевичу. C тех пор здесь пахотные земли, которые видели и сражения, и народные гуляния.
В 1896 году в давке по случаю коронации Николая II на поле погибло больше тысячи человек. За их души тогда молились здесь же — в храме в честь преподобного Сергия Радонежского, построенного в 1893 году для войск Московского гарнизона. Церковь вмещала до тысячи человек. После революции большевики уничтожили ее одной из первых в Москве. В начале прошлого века Ходынка стала известна своим аэродромом. Отсюда совершали свои первые полеты Петр Нестеров, Сергей Уточкин, Валерий Чкалов. Потом аэродром закрыли, а на поле ржавела бесхозная авиатехника.
В конце 1990-х поле активно осваивали девелоперы: возвели жилые комплексы с крупнейшей в Москве средней школой, Ледовый дворец спорта. Сейчас здесь идет строительство гигантского торгово-развлекательного комплекса «Авиатор» с подземной парковкой.
Не против храма, но за парк
Не все жители Хорошевского района считают необходимым строительство храма на Ходынском поле. К примеру, активисты местного движения «За парк» настаивают на том, чтобы этот участок поля оставался зеленой площадкой без каких-либо зданий. «Мы против любого уменьшения территории парка, — говорит Олег Ларин, лидер движения. — Уже добились отмены строительства торгово-офисных центров, ведь Ходынское поле — огромная территория, а будущий парк займет лишь его небольшую часть. Что касается храма, то исторически он находился в другом месте. Мы общаемся со священником отцом Василием и с представителями общины и хотим, чтобы они строили храм не на территории парка, а другом месте Хорошевского района».
«У нас в районе есть люди, которые по каким-то своим соображениям не хотят, чтобы здесь возводили храм, — поясняет Александр Беляев, глава муниципального образования Хорошевского района. Он живет здесь 25 лет, говорит, что Ходынка очень быстро застраивается. — Конечно, у каждого решения есть и сторонники, и противники. Мы объясняем, что храм не цементный завод. Просто надо найти правильное место для святыни. Я уверен, что церковь будет, потому что очень много людей молится о том, чтобы это произошло».
«Исторический храм находился недалеко от креста, который сейчас установлен на Ходынском поле, но возродить его на историческом месте не представляется возможным, так как оно застроено домами жилого комплекса «Гранд парк»,— рассказывает священник отец Василий.
Полтора гектара для обители
По словам отца Василия, храм должен был стать частью обещанного парка «Исторические ландшафты Москвы», и переносить возрождаемый храм и память воинов-летчиков, которых на взлетно-посадочной полосе при испытаниях самолетов погибло около 150 человек, за пределы Ходынского поля неэтично и исторически неправильно. «Разместить храмовый комплекс так, чтобы он не нарушал сложившегося пешеходного бульвара и не уменьшал площади предполагаемого парка на оставшейся еще не застроенной территории Ходынского поля вполне возможно, — считает священник. — Об этом заявлял главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, сам предложивший место для храма на бывшей взлетно-посадочной полосе аэродрома. Но все это пока вилами на воде писано, никаких решений по предложению пока не принято. Мы просим, чтобы для храма было окончательно определено место в разрабатываемом проекте планировки данной территории, который в свою очередь будет выставлен на публичные слушания — пускай жители района решат, быть или не быть храму на поле. Но почему- то пока только обещания и предположения, которые ничуть не сглаживают напряженную социальную атмосферу».
«Следующий год — юбилейный: 700-летие преподобного Сергия Радонежского. И многие православные жители района готовы все усилия приложить к возрождению храма, — говорит священник. — На территории Ходынского поля планируется размещение парка на участке площадью 34 га, и мы верим, что на этой огромной площади найдется и 1,5 га для участка под храм».
«Хотим ходить в храм пешком и дружить семьями»
«В нашем районе нет ни одной церкви, — поясняет отец Василий. — Верующим приходится ездить в другие районы, а это, конечно же, неудобно».
Мама шестерых детей Татьяна Стоскова руководит благотворительным фондом помощи многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами «Семейный очаг». «У нас в районе многодетных немало — только в одном коттеджном поселке 18 семей с пятью и более детьми. Поехать в храм очень сложно: не у всех есть машины, да тем более такие большие, — объясняет Стоскова. — Приход — от слова “приходить”. Издревле храм был в шаговой доступности. И мы хотим в церковь не ездить и стоять в пробках, а ходить пешком. Чтобы дети могли посещать воскресную школу. Неужели такое желание может казаться странным?»
В том, что храм должен быть поблизости от жилья, уверен и Павел Митрофанов. Павлу 32 года, он работает финансистом в крупной российской металлургической компании. «Я к Богу пришел, когда в семье появился первый ребенок, — признается Павел. — Мы ездим в центр, там храмы большие, людей мало, все помолились и разъехались по своим домам. Нет приходской жизни. А ведь здесь, в районе, мы всех знаем и со всеми общаемся. Поэтому мечта — о том, чтобы был храм, евхаристическая община, чтобы мы могли дружить и общаться и вне богослужений».
Окна квартиры Романа Суворова выходят в парк. Роман — предприниматель, 41 год. «Для нас с женой выбор этого места для покупки жилья был важен. Мы хотели, чтобы рядом с домом были и садик со школой, и парк, и поликлиника, и, конечно же, храм, — говорит Роман. В его семье трое детей. — Вот сейчас хотят благоустроить парк. Здесь поставят красивые лавочки, фонари, детскую площадку, наверное, что-то еще. А кто будет учить детей и подростков пользоваться этим общественным пространством — не ломать, не разрисовывать, относиться к общему имуществу бережно? Никто этим сейчас не занимается. А в церкви как раз говорят о нравственности и духовности».
Охранник креста
Отец Василий надевает церковное облачение, скоро молебен. Верующие принесли иконы, которые каждую неделю хранят по очереди в одной из семей в общине. Священник читает евангелие, верующие молятся. Снег заметает навес со стоящими под ним людьми, столик с самоваром.
Только один человек не принимает участия в молебне. Но он всегда рядом — сидит в своей черном Сhery Amulet у края поля. Сухраб Мухамадиев охраняет крест с сентября 2012 года. Члены общины за это дают ему небольшую плату.
Сухраб не хочет рассказывать о себе и своей семье. Говорит, что это очень печальная история. Признался только, что родился в Афганистане и бежал в Таджикистан. Потом поехал на заработки в Екатеринбург, а год назад перебрался в Москву, к другу. Сухрабу 33 года.
«Случаев неприятных с крестом много было, — рассказывает Сухраб. — Однажды подростки краской на помосте плохие слова написали. Тогда мой сменщик дежурил, позвонил мне, я приехал. Полицию вызвали, написали заявление о преступлении, хулиганов до сих пор ищут… Сейчас один работаю, сменщик уволился. Обычно в машине сижу, а умыться или нужду справить хожу к строителям в вагончики — к друзьям. Однажды какие-то ребята пришли, мне на машину нужду справили. Я им говорю: я машину помою, а вам-то что от этого? Они стали меня ругать: мол, зачем здесь стоишь каждый вечер? Говорят, что храм здесь не нужен, что я не своим делом занимаюсь… Я как мусульманин каждую пятницу и в праздники езжу на проспект Мира в мечеть молиться. И здесь люди Богу молятся. Сейчас вот в машине сижу, а они на морозе Всевышнего просят, чтобы у них храм был. Что же в этом плохого?».
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
— Действительно, мнения жителей Хорошевского района Москвы по благоустройству Ходынского поля разделились. Одни считают, что на поле необходимо возвести храм, другие уверены, что важно создать парк, свободный от любых зданий.
Мы контролируем ситуацию и на данный момент посадили за стол переговоров сторонников обеих точек зрения. В итоге мы приняли компромиссное решение, что участок под строительство храма будет выделен на месте бывшей взлетно-посадочной полосы на Ходынском поле, но не на территории будущего парка. Таким образом, все мнения и пожелания учтены. Теперь мы будем прорабатывать это решение.