«Нам не хотелось создавать ощущение, что деньги — это только каторжный труд»
Мария Варанд, создатель блога для молодых родителей Kidsters
Дети: Эрик, 6 лет
— Сын очень увлекается конструктором Lego. Летом он просил каждый день покупать ему новые и новые наборы. И искренне не понимал, почему мы этого не можем/не хотим делать. Нам с мужем не хотелось создавать ощущение, что деньги — это только каторжный труд, к тому же доступный только взрослым. Вообще хочется воспитать в нем отношение к деньгам положительное: деньги — это хорошо, деньги дают определенную свободу, деньги можно зарабатывать.
Эрик спросил, может ли он выполнять какую-то детскую работу, за которую мы ему будем платить. Я согласилась, и мы начали. Застелить кровать утром — 10 руб. Убрать игрушки в комнате — 10 руб., собрать с участка мусор — 10 руб. (эксперимент проводился на даче), развесить на сушилку белье — 20 рублей.
Любимым занятием сына стал счет — он по нескольку раз в день деньги пересчитывал, организовал их в специальный стаканчик и все время мне сообщал, сколько уже накопилось. Разочарование наступило тогда, когда он в магазине понял, что тот огромный набор Lego стоит не 112 руб., сколько он накопил за несколько дней, а целую тысячу. Тут, кажется, у него основной энтузиазм пропал. Но я думаю, что он получил удовольствие от того, что попробовал сам зарабатывать.
«У детей есть осознание того, что они должны хорошо учиться, чтобы не огорчать своих родителей»
Роман Авдеев, банкир
Отец 23 детей, 19 из них — приемные
— Мы даем детям карманные деньги, но никогда не платим им ни за учебу, ни за чтение, ни за работу по дому. Я считаю совершенно неприемлемым, когда отношение в семье переходит в формат «я тебе, а ты мне». Основа семьи — это любовь.
Мне всегда режет слух, когда родители говорят, что подарят ту или иную игрушку, если ребенок будет хорошо себя вести. Подарок — это проявление любви, а любят не за что-то, а просто так. И ребенок должен понимать и чувствовать, что его любят, несмотря ни на что.
В нашей семье есть понятие «обязанность», у детей есть осознание того, что они должны хорошо учиться, чтобы не огорчать своих родителей, своих близких. Учеба — это их работа.
Если ребенок плохо относится к вещам, например, разбил или потерял телефон, мы не покупаем сразу новый, а даем время подумать над тем, как правильно надо относиться к вещам. Если ребенок что-то испортил из вещей, порвал, например, майку и сделал это по неаккуратности и из-за небрежного отношения, мы всегда следим за тем, чтобы он сам зашил дырочку. Совершенно не составляет труда купить новую вещь, но не надо забывать, что необходимо объяснить ребенку, что он должен ценить то, что имеет.
«Он, как выяснилось, умеет считать»
Анна Андреева, ландшафтный архитектор
Дети: Коля, 6 лет
— Коля очень хочет покупать разные игрушки Lego. Поэтому он собирает деньги на них (сейчас на елочку за 199 руб.). Я ему плачу 5 руб. за то, что он убирает посуду в посудомойку, вытирает со стола крошки и т.д.
Плюсов тут два: во-первых, он не просит бесконечно игрушку, так как понимает, что на нее еще надо накопить. Во-вторых, он, как выяснилось, умеет считать. Ему шесть лет, и он еще ходит в детский сад, но вот вчера досчитал до 37 руб. сам! То есть он может прибавить к 35 руб. два рубля и получить 37 руб. Еще он считает и вторым способом: складывает деньги в кучки по 10 руб. и считает кучки.
«Я никогда не плачу своим детям, это как-то безнравственно»
Анна Красильщик, журналист
Дети: Соня, 7 лет, Петя, 4 года
— Я никогда не плачу своим детям. Ну, во-первых, по-моему, это как-то безнравственно. А во-вторых, они все равно ничего не делают, и даже если бы эта система мне нравилась, платить не за что было бы. А вот они сами все время торгуются. Если я прошу убрать комнату, почистить зубы, почитать, сделать уроки и т.д, обычно мне отвечают: «Я это сделаю, если ты не будешь уходить/ дашь мне шоколад/мороженое» и в таком духе. Но я не даю, так что торг неудачный.
«Денег в 90-е совсем не было»
Артем Айвазов, куратор проектов в «Нужнапомощь.ру»
Племянники: Агнесса, 10 лет, Виктория, 8 лет, Илья, 5 лет
— У самого детей нет, есть трое племянников — детей моей сестры. Меня и сестру мама никогда деньгами не поощряла, возможно, потому что не мамин метод, а возможно, потому что денег в 90-е совсем не было. Сестра и я ее детей тоже деньгами не поощряем, ибо считаем это неправильной мотивацией для учебы. Да и ценность денег они вряд ли понимают, потому что живут довольно хорошо и все у них и так есть, а наличные не получают. Обеды в школу даются, а все остальное купим мы, если надо. Дети должны получать удовольствие от учебы и гордиться своими результатами — получение грамоты или призового места или похвала от мамы за эти успехи.
«Одной девочке родители на радостях оплатили силиконовую грудь»
Наталья Антонова, журналист
Дети: Лев, 2 года
— Наверное, стоит учитывать характер самого ребенка. Я уже обратила внимание, что у нас классический «творческий» ребенок — он обожает музыку, очень чувствителен и вспыльчив, любит, чтобы все было так, как он хочет, очень непослушный, но яркий при этом, любящий и искренний. Мне кажется, с таким система денежных вознаграждений работать не будет. Я бы его лучше на классный концерт сводила, или в зоопарк, или в любимое кафе, или на выставку. Сдал тест на пять? Пойдем в планетарий. Или что-то в этом духе. Так по крайней мере я себе представляю вознаграждения в будущем.
Когда я росла в США, родители мне ни за что такое не платили, хотя некоторым одноклассникам давали денежные вознаграждения — за хорошую оценку по экзамену и т.д. А одной нашей девочке родители на радостях оплатили силиконовую грудь, когда она сдала все на лучшие баллы в конце учебного года. Но случай с грудью все-таки редкость.
«Мы бы и так на это дали денег, но ей приятнее, когда на свои»
Наталья Родикова, шеф-редактор телеканала «Мать и дитя»
Дети: Соня, 16 лет, Андрей, 9 лет, Саша, 8 лет
— Год назад мы поняли, что нашей прабабушке, которая сидит с детьми, тяжело возить их на какие-нибудь секции. Хотели взять для этих целей няню, как вдруг старшая дочь изъявила желание подзаработать. Честно говоря, мы на Соне страшно экономим. Мы внаглую заявили ей, что так как она без педагогического образования, мы ей будем платить мало — 400 руб. за поездку. Деньги она тратит на разную срочно необходимую ей ерунду вроде новых карандашей для рисования или воска на дреды. Мы бы и так на это дали денег, но ей приятнее, когда на свои. При этом Соня водит младших детей в местные секции бесплатно. Работу «на районе» мы считаем сестринской нагрузкой.
Младшие дети не знают, что Соня на них зарабатывает, иначе давно подняли бы бунт. Летом, когда гостили у моих родителей, они продавали соседям поделки и овощи из огорода. Андрей недавно в зоопарке увидел в клетках у крокодилов монеты и абсолютно всерьез позавидовал (смеется). Спросил, нельзя ли ему так же полежать — за деньги.
«В семье развиваются отношения не между родителями и детьми, а между работодателями и подчиненными»
Ирина Агличева, психолог, кандидат психологических наук, директор ЦРЧК «Люди будущего»
— Идеальный вариант — духовно здоровая семья, в которой не нарушены коммуникации, в первую очередь общение. В такой семье не появится вопрос: платить детям или нет? Когда придет время, ребенок сам захочет зарабатывать деньги, он устроится на работу и получит зарплату.
Любые родители знают, зачем его детям нужны деньги. Они в курсе увлечений своих детей на уровне их возраста и интересов. К примеру, если мальчик увлекается футболом или паркуром, то примерно понятно, что он хочет себе приобрести.
Повторюсь: если в семье возникает вопрос о том, платить ребенку или нет, значит, нарушены коммуникации. Безусловно, платить детям за чтение или за выполненную работу по дому намного проще, чем своим примером прививать желание и любовь к труду и учебе, объяснять это.
Но если детям категорически не хочется убираться в доме бесплатно, это ненормально. Порядок, чистота — естественные человеческие ценности. Ребенок сам захочет помочь и быть полезным в семье, если в семье выстроены нормальные отношения. Ведь родителям никто не платит за то, что они готовят еду или вбивают в стену гвоздь, чтобы повесить картину.
Когда создаются подобные денежные отношения, наступает диссонанс. В семье развиваются отношения не между родителями и детьми, а между работодателями и подчиненными. Ни к чему хорошему это не приведет.