Ольга Полищук, директор проекта «Чего хочет Москва»
— Не боитесь, что ваш проект может стать своего рода книгой жалоб и предложений, а не реализацией идей?
— Нет. Мы задумывали проект как синергию трех важных городских сообществ. Горожане, у которых есть идеи. Архитекторы и дизайнеры, которые придумывают проекты на основе этих идей и таким образом предлагают свое видение развития города с учетом общественного запроса. И третья группа — чиновники и бизнесмены, без которых сложно все это реализовать.
Проекты дизайнеров и архитекторов мы продемонстрируем на Московском урбанистическом форуме, эксперты смогут проголосовать за лучшие проекты, которые имеют реальный потенциал для реализации. Участники форума — это 2000 экспертов в области городской среды, крупные девелоперы и инвесторы, которые вкладывают деньги в разные городские проекты, и, конечно, чиновники правительства Москвы, которые получают реальный интеллектуальный ресурс и обратную связь от горожан и профессионалов.
— Интерес к моде на городской активизм и поддержке активистов в Москве заметно снижается. Да и готовы ли горожане делиться идеями летом?
— Я не считаю, что гражданская активность стала ниже, она просто ушла на уровень городских инициатив. Хочешь что-то сделать, сделай, организуй, найди единомышленников. И замечу, что люди начали выбирать конкретную область, которая им интересна.
Скажем, возьмите популярный проект «Местная еда», его делают реальные энтузиасты. Или дворовые истории проекта Stay Hungry. Все они поднимают тему доступной уличной еды, малого бизнеса — город реагирует на эти проявления. Зачастую дает площадки. Любая идея после пика популярности дальше становится полноценным делом, которое надо взращивать, а это уже сложно. Плюс зачастую это уже не так эффектно для окружающих, зато прочно.
Проект «Чего хочет Москва»
Что касается лета, по-моему, это идеальное время для позитивных идей. Именно таких мы и ждем от горожан. «Чего хочет Москва» — это про идеи, не про проблемы.
Организаторы проекта заявили, что их сайт предназначен для конкретных идей, а не претензий к работе городских властей или услугам ЖКХ. Несмотря на желание создателей, москвичи все равно публикуют гневные обращения, используя все возможные ресурсы для критики работы управ, префектур или услуг ЖКХ. Авторы сайта не стали удалять социальные посты, но еще раз напомнили, что их проект — про город, а не про жалобы на судьбу.
— Насколько активны жители? Готовы ли они делиться идеями? Вот недавно ребята из Высшей школы урбанистики пытались узнать мнение горожан, как благоустроить двор в районе Тропарево-Никулино. Люди не хотели участвовать в этом проекте.
— В таких проектах очень важны общение, коммуникации, правильный подход к аудитории. Не могу говорить за двор Тропарево-Никулино, но уверена, они столкнулись с той же проблемой: как разговаривать с разными аудиториями. Но если вы заглянете на наш сайт, то увидите, москвичи предложили больше 100 идей меньше чем за сутки после запуска! Просто для сравнения: наши друзья и партнеры из Нью-Йорка, Институт Урбан-дизайна, за пару месяцев в проекте By the City/For the city собрали 700 идей!
Нам очень хочется вовлечь в участие молодые семьи из спальных районов Москвы — они живут в Крылатском или Строгине, у них свои пожелания и размеренность жизни. Поэтому не только креативному классу есть что предложить и сказать. Наоборот, нам важно мнение людей со среднеспециальным образованием, мнение «синих воротничков» и белых и вообще всех, кто может выйти на уровень проектов и идей.
Каждый район уникален, у него свои векторы развития. Здесь вместо выделенной полосы для общественного транспорта, к примеру, люди хотят получить велодорожку, там что-то другое. И это не один человек, а сразу несколько заявок, которые оставили люди не сговариваясь. Получаем коллективный запрос, информацию к размышлению для чиновников.
Проект «Чего хочет Москва»
— Существует ли какой-то пул архитекторов и дизайнеров проекта?
— Конкретного пула нет, мы как раз и хотим проектом «Чего хочет Москва» открыть новые имена и дать возможность попробовать свои силы тем, кто давно не занимается городом, потому что полагает, что большие тендеры — это для больших компаний. Но новые идеи и имена надо откуда-то брать.
Конечно, это ориентир в том числе на студентов профильных вузов, им важно перестать городить «арт-вещи» в аудитории, а сделать живой проект про общественное пространство, который еще и на запрос жителей отвечает. Плюс есть форум как серьезная площадка для представления, чтобы все это не затерялось в недрах интернета, это дополнительная мотивация. Но и серьезные компании мы не списываем со счетов, и молодых отдельных профессионалов — вот она, возможность предложить свое видение развития города.
— Вы уверены, что бизнес готов вкладывать деньги в эти проекты? Есть ли уже инвесторы, которые заявили о своем участии?
— Мы делаем диджитал-часть, экспериментальную часть этого проекта. Работаем с населением, рассказывая, чем идея отличается от проблемы, от первичного материала много зависит. Будем работать с архитекторами, указывая на предметное, конкретное или повторяющееся из того, что предложили горожане, чтобы заинтересовать их задачами, контентом. Когда будут готовы архитектурные и дизайнерские проекты, станет понятно, сможем получить хоть какой-то реальный выхлоп в будущем. И эксперты форума — это правда прекрасный фильтр. Сказать на нынешнем этапе, сколько проектов будет воплощено в жизнь — невозможно. Но мы настроены оптимистично.