Самое удивительное в японской культуре настольных игр — это то, какое значение придавало им государство. Ситуация, когда вполне невинную настольную игру запрещали законодательно, а правила другой утверждал лично император, может показаться невероятной. Японцы традиционно воспринимали игры не только и не столько как развлечение, но как способ духовного развития человека, поэтому те, что развивали определенное качество, поддерживались, а азартные или просто «бесполезные» — запрещались.
Интересно, что в большинстве японских игр нельзя просчитать ходы соперника: развитая интуиция порой бывает важнее. Отчаянно стремиться к победе — дурной тон, ведь это только отвлекает от процесса созидания прекрасной партии.
Го
Значение игры го для японской культуры сложно переоценить. О ней складывались легенды, писались исследовательские работы и романы. Нобелевский лауреат Кавабата Ясунари посвятил свою самую известную книгу «Мейдзин» («Мастер игры в Го») легендарной партии, длившейся целый год.
Суть го в освоении пространства (доска 19×19) с помощью фишек. Игроки по очереди выставляют на пересечения клеток игрового поля черные и белые камни. Они остаются «живыми», то есть владеют территорией, пока их полностью не окружают камни другого цвета. В этом случае камень или группа камней «умирают» и убираются с доски.
Многие игроки считают, что го может стать ключом к пониманию восточного менталитета. Главное в игре — соблюдение баланса. Например, агрессивная модель захвата территории, столь логичная для западного мышления, неизбежно приведет к ограничению возможностей.
«Завидую тем, кто играет в го. Ведь игра в го, если считать ее бесполезным пустяком, бесполезна, как ничто другое, если же высоко ценить ее, то по ценности с ней ничто не сравнится». Наоки Сандзюго, японский писатель и критик
Несмотря на очень простые правила, игра го очень сложна. Например, до сих пор не создана компьютерная программа, способная стать достойным соперником человеку. Это кажется не таким удивительным, когда узнаешь, что в одной из легендарных партий в го ситуацию в корне поменял 160-й ход, а исследователи до сих пор спорят, кто же его придумал.
В бестселлере «Го и восточная бизнес-стратегия» Миуры Ясуюки проводится прямая параллель между настольной игрой и манерой японцев вести бизнес. В отличие от западных концепций успеха, стремящихся полностью устранить соперника, японцы стремятся получить большую долю на рынке, не уничтожая конкуренцию.
В старину го считалась игрой аристократов, так как развивала интеллект и навыки управления. А сейчас среди любителей игры можно найти немало бизнесменов. Билл Гейтс, например, однажды признался, что разочарован тем, что так и не стал лучшим в мире игроком го.
Сёги
Сеги представляют собой вариацию шахмат, где в качестве фигур выступают пятиугольные дощечки с иероглифами. Принадлежность фигуры игроку определяется направлением острого угла дощечки. Главное отличие сёги от шахмат в том, что «съеденная» фигура может быть возвращена на поле, но уже на сторону соперника.
В Японию сёги были завезены из Китая в VIII веке, а современную форму они приобрели по указу императора в XVI веке. Сеги стали настолько важными при дворе, что даже была введена должность сегидокоро — министра сёги, который заведовал присвоением рангов. Министром становился сильнейший игрок. Наряду с го сёги считались важным аристократическим развлечением, формировавшим навыки стратегического мышления. Только эти две игры были одобрены государством как допустимые для самураев.
В японских шахматах гораздо больше непредсказуемости, нежели в индоевропейской версии, поэтому и в них компьютеры играют хуже людей.
Поскольку сеги все-таки традиционное развлечение, игра может превратиться в некое ритуальное действо, где стремление к победе уступает место красоте партии и удовольствию от приятного времяпрепровождения в дружелюбной атмосфере. Кроме того, считается, что человек, желающий добиться победы во чтобы то ни стало, не сможет играть в полную силу.
Рэндзю
Именно рэндзю мы обязаны появлением игры «крестики-нолики». Технически рэндзю — это ее усложненная версия на поле 15×15. Название игры принадлежит китайскому поэту и переводится как «нитка жемчуга», японское имя более прозаично — «гомоку-нарабэ», то есть «пять фишек в ряд», зато сразу определяет главную задачу участников.
До оформления современных правил рэндзю прошла огромный путь, сопряженный с математическими и статистическими исследованиями. Было доказано, что игрок, делающий первый ход («черными») обретает огромное преимущество. Чтобы уравнять шансы, в правила добавили фолы (запрещенные ходы для черных). Теперь белые могут выиграть не только выставив пять фишек в ряд, но и вынудив соперника сделать фол. Поэтому неопытные игроки обычно предпочитают играть за белых, которые хоть и не начинают игру, зато не имеют многочисленных ограничений.
Поскольку с точки зрения сёгунов рэндзю не могло помочь в развитии стратегического мышления, этой игре не только не оказывали государственной поддержки, как го и сеги, но даже запрещали ее для самураев. В течение нескольких столетий в рэндзю имели возможность играть только простолюдины.
Ханафуда
В Японии не только очень много карточных игр, но, как ни странно, очень много видов колод. Связано это с запретами правительства, под которые постоянно попадали карточные игры. Следом за очередной запрещенной игрой возникали новые, использующие новые колоды. В итоге, осознав, что ограничения ни к чему не приводят, японское правительство само инициировало создание особой колоды — ханафуды.
Ханафуда состоит из 48 цветочных карт, основанных на «Стихах о цветах и птицах двенадцати месяцев» поэта Фудзивара Тэйка. Карты делятся на 12 мастей — по количеству месяцев поэтического календаря. Как и обычную колоду, ее можно использовать для многих игр, например для японской вариации Блэк-Джека, где количество очков за комбинацию определяется набором мастей (самая успешная —сентябрь-январь).
Однако даже эти поэтические карты вскоре приобрели плохую репутацию из-за особой любви к ним кланов якудза. По-настоящему популярным и массовым развлечением они стали уже в XX веке благодаря компании «Нинтендо», история которой началась именно с производства игральных карт.
Карута
Традиционное новогоднее развлечение японцев. Чтобы считаться образованным, каждый японец должен знать наизусть сборник «Сто стихотворений ста поэтов». Все стихи в нем состоят из 31 иероглифа, располагающихся в виде пяти столбцов. В колоде для каруты содержится 200 карт, на которых написаны начало и конец каждого из ста стихотворений сборника.
В начале игры двум участникам раздаются по 25 карт с окончаниями стихотворений. Они лежат открыто, так что каждый видит карты соперника. Сначала выделяется время, чтобы запомнить, какие стихи кому попались. Ведущий зачитывает первую часть танка, а участники должны его продолжить. Игрок, у которого есть карта с финалом, должен первым ответить правильно, тогда он сможет ее сбросить. Если его опережает соперник, тот имеет право отдать ему свою карту. Если же прочитанного стихотворения нет в числе разыгрываемых пятидесяти, нужно промолчать. Совершивший ошибку игрок также вынужден взять одну карту соперника. Побеждает тот, кто первым останется без карт.
Где играть
Рэндзю
Книжный магазин «Гиперион»
Рабочая ул, д.38
(916) 613-42-86
Каждый четверг 19.00-20.30
Го
Клуб культуры Го «Территория»
4-ая Магистральная улица д.11
чт 19:00 - 22:30, сб. 18:0 - 21:30
Стоимость: 250 руб. за одно посещение или 1000 руб. за 5 посещений
Сеги
Отдел японской культуры ВГБИЛ проводит курсы по сеги по предварительной записи
(495) 626-55-83/85