Александр Шумский, руководитель экспертного центра Probok.net, стал одним из фигурантов скандала, связанного с кражей и публикацией электронной почты главы Росмолодежи Василия Якеменко и пресс-секретаря «Наших» Кристины Потупчик. «Московские новости» встретились с Шумским и расспросили его о том, что он думает про Якеменко, как в 25 лет получить госфинансирование под свой проект и почему на его пресс-конференцию приходят заместители мэра Москвы.
— Довольно долго вас и ваш центр никто не воспринимал всерьез. И вдруг вы встречаетесь с Медведевым, на равных общаетесь с городскими чиновниками высокого ранга. Как это получилось?
— Года полтора назад проект начал раскручиваться сумасшедшими темпами. В один прекрасный момент мы всех задолбали, нам стали писать люди, на нас обратили внимание СМИ и власть. Чиновники уже просто не могли закрывать глаза на самые вопиющие дорожные парадоксы.
— Многие общественники всех задолбали, но к ним на пресс-конференции не приходят заместители мэра. Может, дружба с Василием Якеменко повлияла на расположение чиновников?
— Да, это тоже сыграло большую роль. Росмолодежь очень нам помогла, и — я, в общем, этого не скрываю — Якеменко организовал встречу с Путиным на Селигере. Потом были две встречи с Медведевым. Отношение к проекту сразу резко изменилось. Сергей Семенович (Собянин) передал курировать нас своему первому заму Бирюкову. Проект курируется на высшем уровне, и, хочешь не хочешь, приходится поддерживать. И при этом, мне кажется, эти чиновники работают с нами не из-под палки. Мы своей конкретной работой добились уважения.
— Можно ли говорить, что без помощи Якеменко проекта Probok.net не было бы?
— Probok.net — это не проект Росмолодежи. Но без его помощи все развивалось бы гораздо дольше. Как мне кажется, молодежные движения и были созданы для того, чтобы поддерживать инициативу снизу. Я вас уверяю, меня за помощь никогда не просили вступить в партию или пойти на митинг.
— А как вы познакомились с Якеменко?
— Я на Селигере вместе с другими простыми ребятами стоял в очередь к нему со своей идеей. В буквальном смысле — он сидел на стуле и выслушивал наши проекты. Один из ста получал шанс. Послушав меня, он сказал, что все это чушь. Я все переписал, пришел снова, он сказал — давай попробуем. Так мы и познакомились. Да, Якеменко человек идейный, работает на режим, но о нем в последнее время сложилось не совсем правильное представление. Я вот, например, уверен на сто процентов в том, что он не заказывал Кашина.
— Откуда такая уверенность?
— Ну, я не могу сейчас озвучивать всего, что знаю. Якеменко — обычный чиновник. Он много кого не любит, но ему абсолютно параллельно, что о нем думают. У него есть своя задача, он ее выполняет и его не слишком заботит мнение журналистов.
— Кто вас финансирует?
— Есть частные спонсоры, в том числе есть попечительский совет. Наш главный спонсор (не буду называть его фамилию) сам нам позвонил и сказал — их компания примерно такой же проект запланировала, потом они нашли нас. Мы встретились и договорились, что он будет нас финансировать. Вообще количество людей, которые нас поддерживают, по разным причинам уже очень велико.
— А от государства вы деньги получаете?
— На государственном уровне нас организационно и финансово поддерживает правительство Москвы и Федеральное агентство по делам молодежи... Суммы я назвать не могу.
— На основе переписки секретаря «Наших» Кристины Потупчик, почту которой якобы взломали, был составлен рейтинг «кремлевских шлюх». Вы тоже попали в список. Можете как-то это прокомментировать?
— Да, я видел. Все это глупости. Я встретился с Медведевым и написал об этом в блог три строчки. Ну, а вы бы не написали? Никаких денег мне за это не платили. Да и за что тут платить? Более того, на встрече с Медведевым мы договорились прокатиться по городу на машине, посмотреть на дорожные парадоксы. И об этом я тоже напишу в блог.
— Расскажите о себе, чем вы занимались до Probok.net?
— Я москвич, мне 25 лет, родился в семье обычных советских людей, окончил Академию водного транспорта, по специальности я юрист по транспортному праву. Я очень люблю Москву, понимаю ее ритм, видел, как менялся город, видел, как с каждым годом он погрязал в пробках. Сам в них очень долго простоял по дороге из дома в институт и обратно. На последних курсах учебы мне пришла в голову идея создать центр по борьбе с пробками. Я заразил ею всех своих друзей, тратил на ее воплощение все заработанные юридической практикой деньги. Сначала мне никто не верил, а теперь у нас собственный офис, коллектив 20 человек, свои информационные ресурсы, поддержка на всех уровнях власти. Я уверен, любую идею можно реализовать. Нужна вера и немного везения. Взять хотя бы Химкинский лес. Разве кто-нибудь думал, что из-за какого-то куска леса будут выяснить отношения президенты Франции и России. Если бы Чирикова не верила в то, что лес нужно спасать, ничего не получилось бы.
— В последнее время журналисты регулярно обращаются к вам за комментариями по той или иной транспортной проблеме, эксперты же до последнего называли дилетантом. Вас это не задевает?
— У нас в стране не так много экспертов-транспортников, причем многие из них находятся не в Москве. Эти люди погружены в серьезную науку, они придумывают и показывают красивые модели, которые вообще не работают на практике. Мы никогда не лезли в науку, всегда занимались проблемами, которые подкидывает жизнь. Мы показываем карту и говорим, вот здесь не хватает связки, а здесь пропущена фаза светофора. И для этого не надо быть семи пядей во лбу. 80% наших предложений признают целесообразными. Десятки тысяч московских жителей пишут нам и предлагают решения конкретных дорожных проблем. От жителей иногда приходят такие схемы организации движения, что транспортники в ужас приходят. Оказывается, решение лежало на поверхности и никто из них до этого не додумался.
— Кто ваша команда?
— Это 20 человек. В основном логистики и аналитики. Они ищут проблемы дорожного движения и предлагают решения. У нас работают бывший инспектор ГАИ, бывший водитель городского автобуса. Кто лучше знает, что делать с пробками? Они понимают, как устроен город, все трудятся за идею. Зарплаты, конечно, есть, и вполне рыночные, но мы берем только тех, кто горит желанием разгрузить город. Придумал, как избавиться от пробки, — получи гонорар. Чем больше решений, тем больше зарплата. Все очень честно. У моего зама — свое дело, его зарплата здесь в шесть раз меньше той, что дает бизнес. Но на пробки он тратит гораздо больше времени, потому что его это зажигает. Сам я уже стал уделять этому гораздо меньше времени. Все уходит на общение с журналистами, чиновниками и ведение блога.
— Вы и сами в последнее время все больше на чиновника становитесь похожи. На пресс-конференцию в костюме и галстуке приходите.
— Мне и (заммэра Петр) Бирюков сказал, чего ты такой нарядный пришел. Да нет, я обычно в джинсах хожу в мэрию.
— Можете назвать самые большие достижения проекта Probok.net?
— Вот здесь, в папке, список реализованных предложений, больше сотни за последний год. За этими цифрами — десятки тысяч людей, которым мы сделали хорошо. Где-то стало быстрее, где-то удобнее, где-то меньше аварий. Я этим страшно горжусь.
— Кем вы хотите стать в будущем? Чиновником?
— Пока мне комфортно в рамках проекта. Я думаю, года два мы еще будем расти, будем развивать регионы и русскоговорящие страны. Мне очень хочется, чтобы Probok.net появился в Киеве. У них тоже есть проблемы, но и мы можем у них поучиться. Чиновничество меня не интересует, хотя мне уже предлагали.
— Какие транспортные инициативы городских властей вам нравятся, какие нет? И какие идеи им предлагаете вы?
— Я поддерживаю развитие метрополитена, устройство карманов. Обустройство парковочных мест в городе — это тоже очень хорошо, сколько бы мы ни смеялись над этими кривыми линиями. Правда, в центре я бы сделал парковку платной — 30 руб. в час. Это сильно разгрузило бы город, и многие автомобилисты встретили бы это с пониманием. Мне категорически не нравится, как реализованы выделенные полосы, хотя в целом этот проект я считаю очень полезным. Я уверен, что потенциал существующей в Москве дорожной сети не реализован процентов на 30. К сожалению, власти все еще не научились думать системно. 18,5 млрд тратят на реконструкцию Варшавки и при этом не могут проложить 150 метров асфальта связки на Дорожной улице, которая принесла бы гораздо больше пользы. Я из моего любимого Западного Бирюлева в Восточное должен ехать через МКАД — дороги между двумя огромными районами нет. Такие дорожные парадоксы. На их решение нужны минимальные деньги и усилия, а получить в результате можно гораздо больше, чем от реконструкции целой трассы.
— Вы на митинги протеста ходите? Наш корреспондент вас на первой Болотной видел.
— Да, я ходил, смотрел. Люди наконец-то проснулись — и это очень хорошо. Я только против революций. Я точно знаю, что туда люди приходят не за деньги. Их обзывают офисными хомячками, но это несправедливо. Один мой знакомый пришел туда, потому что в суде его несправедливо лишили прав. Он был невиновен. Судья это прекрасно знала и дала ему минимальное наказание, потому что-то как-то же надо человека наказать. Таких, обиженных системой людей, на митингах очень много. И они хотят, чтобы их услышали.