Попасть в подмосковную деревню Новораково, располагающуюся в Истринском районе, можно только с 6 утра до 11 вечера и по специальному пропуску. На въезде в этот населенный пункт стоит КПП, оборудованный видеокамерами, под камерами дежурят вооруженные охранники. Около деревни располагается особо охраняемый объект – Истринский гидроузел. Но и объехать его нельзя, в Новораково ведет лишь одна дорога – через плотину гидротехнического сооружения. Части жителей пропускной режим надоел, и они решили бороться за свободу передвижения.
«Исторически сложилось, что асфальтированный гребень плотины использовался как подъездной путь к деревне», - рассказал «МН» Вячеслав Букавицкий, житель Новораково. Он пояснил, что пропускная система на въезде в деревню функционирует с тех пор, как в 1938 году была построена плотина на реке Истра и появилось Истринское водохранилище. Однако если в прошлые годы охранники знали все местное население в лицо и с ними можно было договориться, то в последнее время, если деревенский житель, возвращающийся с работы или из гостей, не успел пройти КПП до 23 часов, то домой ему уже не попасть до 6 утра. «Я чувствую себя как заключенный, будто живу в тюрьме. Не могу ни в театр съездить, ни в ресторан. Не могу вечером заказать доставку пиццы на дом, в конце концов», - жалуется Букавицкий.
Он рассказал, что зарегистрированные в деревне жители получают постоянные пропуска на год, а если приезжают гости или, например, курьер, то нужно заказывать одноразовую «проходку». В субботу и воскресенье навещать жителей Новораково сложнее всего – по выходным бюро пропусков не работает. «Я хочу, чтобы разрешили беспрепятственный проезд в деревню собственников земельных участков и их гостей», - сказал Вячеслав Букавицкий.
Но, по словам Юрия Гусева, начальника Истринского гидроузла, осуществить желание деревенского жителя Букавицкого невозможно. «У нас серьезный режимный объект, его курирует ФСБ, и требования по охране очень жесткие», - сообщил Гусев. По его словам, в ночное время охранники особенно внимательно следят, чтобы гидротехническому оборудованию не был нанесен ущерб, поэтому не могут отвлекаться на пропуск автомобилей. «В 90-е годы мы выдавали около 30 постоянных пропусков, а сейчас эта цифра выросла до одной тысячи. Людям продают земельные участки, не подготовив необходимую для жизни инфраструктуру», - негодует Юрий Гусев. Он отметил, что антитеррористический комитет направлял в управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор» поручение построить альтернативный проезд к деревне Новораково. «Плотина, по которой проезжают сейчас машины, не является дорогой и не выдержит большого потока. Это может навредить техническому оборудованию», - подчеркнул Гусев.
Впрочем, похоже, что «дорога жизни» появится еще очень нескоро. Евгений Эстрин, замглавного инженера «Мосавтодор», рассказал «МН», что в 2003 году управление разработало проект новой дороги до Новораково. Документация была согласована с подмосковным управлением лесного хозяйства. Однако когда начался процесс перевода земель из лесного фонда в «Мосавтодор», выяснилось, что некоторые участки являются природоохранными и строительство на них запрещено. «Вопрос строительства дороги до деревни Новораково пока остается открытым», - заключил Эстрин.
После 23 часов домой не пустят
Жителям подмосковной деревни запрещено покидать населенный пункт в ночное время
Наверх