Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМ
— Прогнозы были сделаны за неделю до выборов, а эта неделя имеет самое большое значение. Это время, когда максимум избирателей, которые обычно политикой не интересуются, включаются в кампанию и делают для себя выбор. Кроме того, это время, когда люди решают, пойдут ли они на выборы или у них есть более важные дела. Поэтому на последнюю неделю всегда приходится максимум активности избирательных штабов. И они должны убедить избирателей прийти и проголосовать, а не просто остаться дома и симпатизировать Собянину или Навальному. Это называется мобилизационный этап кампании. И вот если он провален – когда мобилизации реальной не случилось – симпатии остаются симпатиями, а голоса распределяются совершенно по-другому. Получилось так, что команда Собянина мобилизационный этап провалила, а команда Навального этот мобилизационный этап провела выше всяких похвал. Поэтому реальное количество сторонников Навального по сравнению с нашими прогнозами и опросами не увеличилось. Возьмите 5 млн избирателей и посчитайте, сколько эти 15,7% в головах. Теперь возьмите нынешнюю явку и посчитайте, сколько в головах сейчас проголосовало за Навального. То есть в принципе по головам его электорат если и увеличился, то ненамного. Проблема в другом – электорат Собянина просто остался дома, и мы это предсказать никак не могли. Мы не знали, какая будет погода, а все таки это имеет значение. И мы не знали, как будет сделана мобилизационная кампания.
Александр Ослон, президент ФОМ
— Давайте посмотрим, сколько москвичей проголосовали за каждого кандидата. Представим, что в Москве живет 100 человек, из них 33 человека пришли на выборы. Среди них 28% проголосовали за Навального. Получается 9 человек. Вот 9 человек из 100 проголосовали за Навального. А ФОМ давал 20% от числа пришедших на выборы. Мы сказали, что явка будет 45%, и 20% из них проголосуют за Навального. Получается 9. То есть пришло ровно столько, сколько ФОМ предсказывал. Мы полагали, что явка будет 45%, поэтому у нас было 20% за Навального. Таким образом, все те, кто говорил нам, что будут за него голосовать, пришли на выборы. Они пришли на стадион болеть за свою команду согласно купленным билетам, как и обещали. Причем они были очень мобилизованны, очень энергичны, они общались между собой. Это было целое сообщество – клуб Навального. А теперь посмотрим на остальных кандидатов кроме Собянина – тут все сошлось. То есть дело только в Собянине. Поэтому неправильно говорить, что явка была низкая – надо говорить, что сторонники Собянина не пришли, как ожидалось. Сколько же их пришло? Мы предполагали, что явка будет 45% и предполагали, что Собянин наберет 60%, то есть – 27 человек. А всего пришло 17 человек – половина от 33-х. А где еще 10? Они остались на печке, потому что не волновались за Собянина, билеты купили, а сами не явились. Его трибуна хоть и была большой, но пустовала, а трибуна Навального была маленькой, но полной.
Сторонники Собянина не пришли, потому что считали, что и так все будет хорошо, потому что они предпочли быть на даче и не волновались за Собянина. Предсказать это было невозможно. Мы видели по ответам людей, что они намерены активно участвовать в голосовании, именно поэтому мы прогнозировали явку 45%. Это же не случайная цифра, она основана на словах, которые они произносили: «Точно пойдете? А не передумаете?» – «Нет, не передумаем». Практически все собянинские и не пришли.
Алексей Гражданкин, заместитель директора «Левада-центра»
— Явку всегда трудно предугадать, и для того, чтобы в ней разбираться, нужно иметь регулярные исследования на выборах этого уровня. Надо сказать, что выборов мэра Москвы уже не было 10 лет, а тогда они были приурочены к федеральным. И рассчитать модель, насколько желание принять участие в выборах сочетается с реальным поведением респондентов, очень сложно в таких условиях. Естественно, существуют ошибки. Суть в том, что не было регулярных выборов, поэтому явку невозможно прогнозировать точно. В любом случае, за последнюю неделю перед выборами, вероятно, произошли существенные изменения. В ходе избирательной кампании активность штаба Навального была высока, и тем самым удалось набрать дополнительные голоса к тем, что уже были завоеваны им к концу августа. Судя по всему, им удалось привлечь на свою сторону значительную часть избирателя за последние две недели. А люди, готовые проголосовать за Собянина, начали сомневаться в том, что это действительно единственный выбор и надо ли это делать. Они становятся растерявшимися, неуверенными избирателями.