Изначально инициаторами перемен в муниципалитетах выступили районные депутаты Владимир Гарначук и Максим Мотин. По их мнению, муниципалитеты дублируют функции управ и департаментов правительства Москвы, что по факту получается весьма затратно и неэффективно. Правда, предполагалось, что взамен муниципальным собраниям позволят контролировать работу управ, но в законопроект это не вошло. Пока одни депутаты надеются на доработку закона, другие считают, что мэрия сокращает местное самоуправление под прикрытием инициативы снизу.
Муниципальные собрания районов Печатники, Таганский и Тропарёво-Никулино уже проголосовали за то, чтобы муниципалитеты в этих районах лишились полномочий в сфере опеки и попечительства, организации районных праздников и работы комиссий по делам несовершеннолетних. А в конце декабря глава Совета муниципальных образований, член «Единой России» Алексей Шапошников внес два законопроекта. Первый предлагает снять с этих трёх муниципалитетов упомянутые полномочия. Второй – во всей Москве вместо муниципалитетов сделать аппараты муниципальных советов, которые будут только обеспечивать работу районных депутатов. По словам Максима Мотина, изначально планировалось, что в трёх районах проведут эксперимент, но теперь префектуры и управы убеждают муниципалов и в других районах как можно скорее «переходить на новые рельсы». «Московские новости» поговорили с депутатами о том, зачем ликвидировать один из органов местного самоуправления.
В законах «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» и «Об организации местного самоуправления в городе Москве» местное самоуправление в московских районах – это муниципалитеты и муниципальные собрания. По разделению полномочий их можно уподобить правительству и парламенту соответственно: депутаты муниципального собрания голосуют за принятие тех или иных решений, а муниципалитеты их выполняют. Муниципалитеты занимаются благоустройством дворов, парков и скверов, контролируют капитальный ремонт в домах, согласуют планы по строительству, размещению торговых точек и кафе, следят за местным бюджетом, проводят праздники и спортивные мероприятия и т.п. Муниципальных депутатов выбирают жители района. Параллельно по закону «Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов» действуют управы, которые подчиняются префектурам и, соответственно, правительству Москвы. Они следят за строительством и бизнесом на территории района, созывают публичные слушания. Глав управ назначает мэр.
Владимир Гарначук, муниципальный депутат района Тропарёво-Никулино
— Управа работает в семь раз эффективнее, чем муниципалитет. Из 24 полномочий муниципалитета около 20-ти пересекаются с полномочиями другими органами власти, от управы до департаментов. А для того, чтобы осуществлять эти полномочия, муниципалитетам не хватает средств. Все муниципалитеты подконтрольны управам и согласовывают решения с ними. Я вошёл в тендерную комиссию муниципалитета, и ни один тендер с моим участием не был проведён корректно, потому что остальные участники комиссии были чиновниками.
Фактически муниципалитет и муниципальное собрание не взаимодействуют никак. Даже официальные документы я получал только через прокуратуру.
Система местного самоуправления должна быть полностью реорганизована. Депутаты должны получить контроль за исполнительной управами, принимать решения от стройки до утверждения бюджета.
Есть два пути: либо Мосгордума в привычном режиме изнасилования примет поправки, которые удобны им. Либо мы должны выйти на обсуждение и принятие сбалансированного решения в интересах всех жителей. Я не считаю, что власть настолько безумна, чтобы убрать местное самоуправление, потому что фидбек с мест для неё очень важен.
Максим Мотин, муниципальный депутат района Печатники
— Началось давление на муниципалитеты Москвы со стороны префектур и управ, чтобы они тоже скорее переходили на новые рельсы и проголосовали за ликвидацию у себя муниципалитетов. А мы хотели пока только обкатать этот проект. Мы добивались того, чтобы нам обеспечили контроль над управой. Почему этого нет в законопроекте – это вопрос к Шапошникову и Совету муниципальных образований. Сейчас в стране такая ситуация: если власть чего-то хочет, она это сделает, одобряют это жители или нет. И если власть захотела фактически отобрать полномочия у муниципалитетов и передать управе, не затрагивая полномочия районных депутатов, то она это тоже сделает.
Максим Кац, муниципальный депутат района Щукино
— Ликвидация муниципалитетов – инициатива мэрии, они обращались к депутатам через разные источники: к кому через префектуры, к кому через управы. Депутаты покупались, потому что хочется же что-то сделать с муниципалитетами, где обычно жулики сидят. Но никто не знал, что это общемосковская акция, думали, что это только в их районе произойдёт. Гарначука и Мотина обвели вокруг пальца. И до меня пытались добраться: у нас в муниципалитете оказался руководитель с купленным дипломом, и мы активно беседовали на эту тему с разными персонажами в мэрии, префектуре и управе. И постоянно звучала такая мысль: давайте совсем упраздним муниципалитет. На первый взгляд, она кажется логичной, но если изучить историю местного самоуправления в Москве, то ликвидировать нужно управы, а не муниципалитеты. Муниципалитеты – это органы самоуправления по федеральному закону, более легитимные, чем управы, работающие по постановлению Лужкова.