Музей истории Центрального телеграфа создан в 1985 году. В экспозиции собраны уникальные образцы телеграфной техники, книги, документы и фотографии, которые отражают этапы создания и развития телеграфа в России. «К нам приходят новые сотрудники телеграфа, ветераны, их дети, семьи, студенты профильных колледжей, коллеги, военные. Также мы с удовольствием проводим экскурсии для школьников. У нас пропускной режим в здании, поэтому нет вывески музея, но мы никому не отказываем, принимаем ребят», — говорит директор музея Владимир Цукор.
В самом начале экскурсии вам расскажут об истории связи — начиная от сигнальных костров, звуковых сигналов, например, боя барабанов или колоколов, голубиной почты и до современных аппаратов и устройств передачи информации. Самый древний телеграф — факельный — придумали греки: с помощью факелов они передавали буквы, каждой придумав свое сочетание огней. В конце XVIII века французы вспомнили об этом методе. На расстоянии 15 километров друг от друга они располагали башни, на которых были установлены устройства, с помощью которых сигналисты передавали информацию, предварительно закодировав ее, и получали сигналы, смотря в подзорные трубы. Такая первая оптическая телеграфная линия в России была построена между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, а потом воздвигли самую длинную в мире телеграфную линию от Санкт-Петербурга до Варшавы, которая протянулась на 1200 верст и насчитывала 149 башен. Во Франции и Испании такие башни семафорно-оптического телеграфа сохранились до сих пор. Позже, в 1832 году, русский ученый Павел Шиллинг изобрел первый в мире электромагнитный телеграф. Он даже построил экспериментальную линию вокруг Адмиралтейства в тогдашней столице и приступил к проекту телеграфной линии между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Павел Шиллинг продемонстрировал работу изобретенного им аппарата императору Николаю I и специальной комиссии. Аппарат Шиллинга был одобрен, на его усовершенствование выделили средства. К 180-летию выдающегося изобретения в музее Центрального телеграфа был создан действующий макет — точная копия аппарата Шиллинга, на котором можно продемонстрировать принцип его работы. В музее имеются и другие действующие макеты телеграфных устройств, которые создал прекрасный мастер — дизайнер этого музея Ринад Валиулов. «Я объехал все музеи страны, где имеются оригиналы и копии аппарата Шиллинга, сфотографировал их. Были собраны документы и чертежи, касающиеся устройства данного аппарата, только после этого мы приступили к созданию макета, — рассказывает директор музея Владимир Цукор. — Потом были изготовлены все детали, их тут несколько сотен, и все это было собрано и отрегулировано. Теперь можно с уверенностью сказать, что в нашем музее находится единственная в стране действующая модель телеграфного аппарата Шиллинга». Собранные в музее макеты работают! Школьники обожают проверять, как они действуют, приходя на экскурсию в музей. Вот, к примеру, полевой телеграфный аппарат Морзе образца 1904 года — и до сих пор в рабочем состоянии, можно отбить морзянку!
Практически одновременно с началом строительства железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой стали прокладывать телеграфный кабель между столицами. Телеграфная линия была построена в 1852 году. Этот год считается годом рождения Центрального телеграфа. Кстати, должность телеграфиста была весьма престижной: среди документов, хранящихся в музее, есть просьбы принять на должность телеграфиста, и писать такую бумагу нужно было на имя императора. Причем соискателю должности необходимо было знать немецкий и французский, а при приеме на работу нужно было обязательно написать диктант на французском языке, потом сделать перевод его на русский и немецкие языки. Ошибки были недопустимы.
Первая телеграфная станция расположилась в 1852 году в здании Николаевского железнодорожного вокзала. Она несколько раз переезжала, сперва — в Кремль, затем — в Газетный переулок, а потом и на Мясницкую. В 1929 году на улице Тверской для Центрального телеграфа было построено новое здание, которое стало называться Домом связи имени Подбельского. «Здесь располагался радиотеатр, из которого транслировались в советское время радиоспектакли, здесь находились студии Всесоюзного радио, в одной из которых во время войны работал Юрий Левитан, который читал сводки Совинформбюро. Отсюда было передано сообщение о начале Великой Отечественной войны», — рассказывает Владимир Цукор. Между прочим, знаменитые башенные часы на здании Центрального телеграфа являются «памятником науки и техники», и уже более 80 лет они идут без остановки, а колокол отбивает точное московское время.
В следующем разделе музея масса экспонатов советского периода. Перед войной в сутки обрабатывалось 240 тыс. телеграмм, в День Победы было отправлено 560 тыс. телеграмм, в 60–80-е годы суточный обмен доходил до миллиона телеграмм. Как это делалось, наглядно можно увидеть в музее, а еще и попробовать поработать в качестве сотрудника телеграфа. «Вот рабочее место телеграфистки аппарата Бодо: передатчик и приемник. Приходит сигнал-буква, лента останавливается, рычажок прижимает ленту к колесу и на ленте отпечатывается знак. На столе у телеграфиста чайник с клеем, который правильно «заварен», клеянка и тряпочка. Телеграфист проводит лентой по колесу клеянки, а затем прикладывает ленту к специальному бланку, тряпочкой убирает лишний клей — и получается телеграмма!» — рассказывает Владимир Цукор.
Кстати, телеграфная техника практически до конца XIX века не имела моторов, а у аппаратов были специальные педали, с помощью которых телеграфисты поднимали пудовые гири, которые крутили механизмы аппаратов. Телеграфисты и телеграфистки должны были еще иметь силу и сноровку, чтобы управляться с этими аппаратами.
Чуть дальше — телетайп, придуманный в 1935 году, отечественная разработка ленинградских специалистов, дальше — рулонные аппараты из Германии и Чехословакии. Заводится мотор, машина жужжит, выплевывая ленту, нажимая рычаг, на ней можно выбить нужные буквы или шифры (если это была перфолента). На одной станции телеграфистка отправляла такие шифры — и они распечатывались на станции в другом районе или городе на другом аппарате. Так передавали срочные письма, сообщения. Дальше — телекс, с помощью которого когда-то общался весь мир, факсимильные аппараты, передававшие иллюстрации и фотографии. Пневмопочта, с помощью которой на телеграфе пересылали с этажа на этаж нужные бумаги (в отделениях Сбербанка, к примеру, этот способ до сих пор с успехом применяется). Здесь есть даже огромный аппарат, который когда-то использовался для передачи газет в другие города — и через две минуты полосы газеты «Правда» или «Литературки» уже попадали в типографию, к примеру, Владивостока. Вот знакомые матрицы, пленки, гранки, газетные полосы — как же мы раньше жили и работали без интернета? Нашим детям, которые с любопытством изучают эти вещи в музее, трудно это объяснить.
«Я езжу по всей стране, собираю интересные экспонаты, — говорит Владимир Цукор. — Мы всегда рады, когда посетители приносят нам старые документы, книги по связной тематике, особенно мы рады старым телеграммам. Ведь на телеграфе запрещалось хранить телеграммы, мы, телеграфисты, даже подписывали бумагу о неразглашении переданных сведений, — это правило действует и сейчас. Поэтому такие любопытные предметы мы можем получить только из рук наших экскурсантов».
Экспонаты музея снимались в разных фильмах, например, в «Севастопольских рассказах», «Адмирале», «Исаеве», а в одной из серий «Севастопольских рассказов» снялся и сам Владимир Цукор — в роли телеграфиста.
Адрес: Москва, ул. Тверская, д. 7
Как попасть: экскурсии в музее бесплатные, только в будние дни, группы не более восьми-десяти человек, договориться о посещении музея можно по телефону 8-495-504-38-11.