Когда-то низкий берег Москвы-реки был поделен на множество слобод по ремеслам: Кадашевская, Овчинная, Толмачевская, Садовническая. Центром каждой из них являлся храм, как правило, деревянный. Были и стрелецкие слободы: их обитатели считались элитой русской армии и строили себе каменные церкви. Сейчас большая часть храмов, украшавших этот берег до революции, восстановлена. Проект «Узнай Москву» приглашает вас прогуляться по Замоскворечью.
Церковь Св. Екатерины (Большая Ордынка, д. 60/2)
Впервые церковь на этом месте упоминается в 1612 году, но, вероятнее всего, она была основана еще в конце XVI в.ека В 1763 году Екатерина II велела построить две церкви в честь своего восшествия на престол: во имя святых Кира и Иоанна на Солянке и во имя своей святой покровительницы на Ордынке. Оба проекта разработал архитектор К.И. Бланк. План церковного комплекса на Ордынке имеет трехчастное деление: с востока расположен главный летний храм Св. Екатерины, а с запада — придельный зимний храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. Их соединяет колокольня. Главный храм отделан в стилистике барокко, увенчан главой на широком куполе, прорезанном четырьмя круглыми люкарнами. Иконы для церкви создавал выдающийся живописец Д. Левицкий. Особым украшением интерьера были серебряные Царские врата в барочном иконостасе. В 1870–1872 годах с запада к Екатерининской пристроили теплую придельную Спасскую церковь, повторяющую архитектуру главного храма. Ограда с кованой решеткой создана в 1731 году. Церковь закрыли в 1931 году. Ее внутреннее убранство полностью утрачено, лишь в куполе сохранились росписи и лепнина. Колокольня разобрана до первого яруса, оба храма лишены глав. После реставрации, проведенной в 1980-х годах, глава зимнего храма, выходящего на Ордынку, была восстановлена. В 1994 году при храме создано подворье Православной церкви в Америке, сегодня здесь проводятся богослужения и на английском языке.
Церковь Троицы в Вишняках (Пятницкая ул., д. 51, корп. 1)
Впервые церковь упоминается в 1642 году как деревянная. В 1678 году стрельцами Матвеевского приказа Вишнякова она была отстроена в камне в память о погибших при осаде Чигирина. В начале XIX века Троицкая церковь была полностью перестроена на деньги купца Лепешкина, усадьба которого находилась напротив храма. Но до нашествия Наполеона освятить храм не успели, а после ухода французов его пришлось ремонтировать. В 1826 году к церкви пристроили колокольню. В 1922 году храм был ограблен, вскоре после чего церковь закрыли, снесли домик причта и павильон на углу с переулком. В 1991 году храм первым в Замоскворечье был возвращен верующим. Сегодня церковь — храм православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Храм Св. Климента (Пятницкая ул., д. 26/7)
Пятикупольная церковь не похожа на другие московские храмы. Она словно явилась из Петербурга. Храм и сегодня считается крупнейшим в Замоскворечье. Его главное сокровище — полностью сохранившаяся отделка интерьера XVIII века. Первое упоминание церкви относится к эпохе Смутного времени. В середине XVII века храм упомянут уже как каменный, в 1720 году его перестроил купец Иван Комленихин. В 1756 году масштабная перестройка затронула западную часть — колокольню и трапезную храма. Среди авторов проекта фигурируют имена архитекторов Евлашева, Трезини, Мичурина, Яковлева, Бланка, Растрелли. В 1762 году началось строительство главного престола во имя Спаса Преображения. Полностью работы завершились к 1774 году. После окончания строительства храм включал в себя семь престолов с семью иконостасами — огромное число для приходской церкви. Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной. В духе барокко выдержан семиярусный иконостас, украшенный деревянными скульптурами, и иконостасы боковых приделов. В 1934 году храм закрылся, и здание использовалось как книгохранилище Библиотеки им. Ленина. В 2008 году в нем начались широкомасштабные работы. Уже приведен в порядок фасад, воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы, восстановлена ограда.
Церковь Св. Николая в Пыжах (ул. Б. Ордынка, д. 27а/8, стр. 1)
Стрелецкий полк известен с 1650-х годов, когда им командовал Василий Философов. В 1668 году его сменил Богдан Пыжов. Стрельцы Пыжова и построили этот храм в камне в 1657 году. У церкви два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храм известен как Никольский, а главный престол освящен во имя Благовещения. В 1692 году к церкви пристроили колокольню. В 1811 году построили южный Никольский придел и увеличили высоту свода трапезной. Впечатляет редкое даже для XVII века богатство декоративного убранства. Все окна северного фасада имеют разное обрамление с тонкой резьбой по камню. Замечательно оформление западного портала трапезной с гирляндами резных архивольтов и резными колонками, базы которых идентичны капителям. Ограда храма сделана в конце XIX века. В 1930-м храм закрыли. Иконы отдали в Третьяковку, а колокол — в Большой театр, где он звонил во время представления оперы «Борис Годунов». В 1960 году церковь реставрировали, в 1990-м вернули верующим.
Церковь иконы Всех Скорбящих Радость (ул. Б. Ордынка, д. 20)
Монументальная церковь состоит из двух разновременных частей, хотя производит впечатление цельного строения. Изначально, в XVI веке, на этом месте находилась деревянная церковь, посвященная Варлааму Хутынскому. В следующем столетии новый храм, выполненный тоже в дереве, был назван Спасо-Преображенским, при нем создан Варлаамовский придел. В 1683–1685 годах место деревянной церкви занял каменный храм с тем же названием. Но вскоре именно отсюда пойдет слава нового чудотворного образа Пресвятой Богородицы, названного Всех Скорбящих Радость. Согласно преданию, после молитв у иконы получила исцеление Евфимия Акинфиева — родная сестра патриарха Иоакима. Это чудо послужило началом прославления иконы. В 1713 году в храме был освящен второй придел, названный в честь образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», по которому и весь храм стал называться Скорбященским. В 1783–1791 годах трапезная часть и колокольня выстроены заново на средства купца Афанасия Долгова. Для проведения работ храмоздатель пригласил известного архитектора В. Баженова. По завершении в трапезной предполагалась перестройка основной части храма, однако дело было завершено через 40 лет, уже после пожара Москвы: на средства братьев Куманиных и сыновей Долгова архитектор О. Бове в 1832–1836 годах вместо старого храма выстроил новую церковь в виде ротонды с полусферическим куполом. Бове старался, чтобы его творение гармонировало с баженовским. В итоге классицистическая трапезная Баженова с четырехколонными портиками с севера и с юга и круглыми окнами второго света, и его же трехъярусная колокольня не контрастируют с ампирной ротондой Бове, где сохранились первоначальный иконостас в виде триумфальной арки и розетка чугунного пола. В 1933 году богослужения в церкви прекратились. В 1948 году храм был снова открыт и уже не закрывался. С 2010 года при церкви возрожден Синодальный хор.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах (2-й Кадашевский пер., д. 7)
Хорошо заметна из Кремля, с крупнейших мостов через Москву-реку и возвышенностей столицы. Убранство ее фасадов уникально. Впервые церковь упомянута в конце XV века. Позже, в начале XVII века, появилось название «в Кадашах», когда храм стал духовным центром Кадашевской слободы. Со временем на его основе выстроена новая двухъярусная церковь с главным храмом во имя Воскресения Христова наверху и приделом Успения Богородицы внизу. Строительство завершено в 1695 году. Тогда же с западной стороны пристроена колокольня. Храмоздателями были купцы Кондрат Добрынин и его сын Лонгин. Декор фасадов храма для своего времени был новым: белокаменная резьба в виде виноградных лоз и листьев украшает выходящие на гульбище порталы верхней церкви, наличники увенчаны многоступенчатыми гребнями, использованы витые колонки. На южном фасаде трапезной можно увидеть солнечные часы — единственные в Москве, расположенные на здании храма. В 1860–1863 годах архитектор Н.И. Козловский расширил галерею первого этажа. После революции храм был превращен в клуб. Росписи и лепнина XIX века сохранились, но иконостас утрачен. В 1960-х здание перешло в ведение реставрационных мастерских. В 2004 году верующим отдали верхний храм, через два года — нижний. При церкви создан музей «Кадашевская слобода».