Предпосылки возникновения этого направления относятся к концу XIX века, когда появились материалы, с помощью которых стало возможным создавать новые конструкции. Золотая эра московского авангарда была недолгой, но советские архитекторы сумели оставить свой след в европейском зодчестве. Сегодня проект «Узнай Москву» посвящен памятникам конструктивизма.
Кривоарбатский пер., д. 10
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова был построен в 1929 году. Для работы Моссовет выделил Мельникову земельный участок и выдал ссуду на строительство собственного дома, призванного стать показательной стройкой. Архитектору хотелось апробировать идею круглого дома — именно ее он планировал внедрить в дальнейшем при строительстве секционных цилиндрических домов-коммун. Мельников исходил из того, что цилиндр обеспечивает наибольшую площадь здания, и показал, как можно добиться этого при минимальных затратах: заполнение «сетки» 200 шестиугольными окнами не только экономило кирпич, но и давало хорошую освещенность помещениям. В перекрытиях дома нет балок и стропил, здесь использован тес, уложенный на ребро. Дом стал местом паломничества и специалистов, и простых горожан. Сам архитектор прожил здесь до своей смерти в 1974 году.
Калашный пер., д. 2/10
Семиэтажный угловой дом с башней и простыми фасадами привлекает внимание цветовыми акцентами в простенках окон и балконов, а также вертикальными надписями, сделанными рубленым шрифтом. Для начала века это один из типичных доходных домов. Построенное в 1913 году по проекту инженера Н.Д. Струкова, здание обрушилось сразу после возведения. Вторая стройка уже по проекту инженера В.Д. Цветаева затянулась и завершилась только в 1925 году. В здании разместились администрация и склады Моссельпрома. Инженер А.Ф. Лолейт украсил дом башней. Окраска здания, изображающая конструктивный каркас, призвана осовременить строение. Однако самое интересное кроется с противоположной стороны. На восточном торце здания сделана роспись по эскизам Александра Родченко с изображениями основной продукции — конфет, пачек папирос, шоколада, пива и воды в бутылках — и шрифтовыми вставками лозунга «Нигде, кроме как в Моссельпроме!», придуманного Владимиром Маяковским. По воспоминаниям современников, продукция Моссельпрома была дорогой, а потому требовала агрессивной рекламы. В декабре 1997 года были проведены работы по восстановлению росписи, но сделанная поверх штукатурки, она оказалась недолговечной.
Поварская ул., д. 33
В 1926 году Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев организовало музей, в котором располагались библиотека и архив. С расширением деятельности встал вопрос о строительстве нового здания. Проект выполнили лидеры конструктивизма братья Леонид, Виктор и Александр Веснины. В 1927 году они спроектировали здание, задуманное в виде живописной группы параллелепипедов разной ширины и высоты. Стены прорезаны горизонтальными окнами, а основным выразительным приемом строгих фасадов стала динамика глухих плоскостей стен и поверхностей остекления. Дом общества политкаторжан в проекте был четко разделен внутри на клубную и архивно-музейную части. Строить его начали с клуба, а музей остался на бумаге. Над входом с большой лестницей, что со стороны Поварской, нависает параллелепипед малого зала. Большие окна фойе отражали идею открытости архитектуры и общества. С левой стороны здания было намечено Г-образное крыло для архива и музея, правее — большой театральный зал с балконом, партером и вместительной сценой с «карманами» — кулисами для артистов и декораций. В фойе ведут две лестницы: одна с тремя прямыми маршами, другая — винтовая. Еще две лестницы расположены в задней части здания, их объемы выступают из плоскости стены полуцилиндрами с вертикальными окнами. В 1934 году здание подверглось резкой критике, и для «обогащения» его облика скульпторы В. Лишев, Н. Конгиссер, И. Бирюков разработали оставшийся нереализованным проект оформления интерьеров и фасадов. С закрытием общества в 1935 году здание стало использоваться как кинотеатр. После войны в нем обосновался Театр киноактера, а десятилетие спустя — Дом кино. Позже в помещения на Поварской вернулся вновь созданный Театр киноактера.
Новинский бул., д. 25
Самый знаменитый эксперимент в области конструктивистского жилья — жилой дом Наркомата финансов РСФСР, экспериментальный на пути перехода от традиционного квартирного жилья к дому-коммуне. Подобных домов по проекту М. Гинзбурга и его команды архитекторов было выстроено всего шесть: по одному в Екатеринбурге и Саратове и четыре в Москве — на Новинском и Гоголевском бульварах, в Ростокине и Петровском парке. До нашего времени дошли не все. Команда Гинзбурга разработала типовые экономичные жилые ячейки, самой известной из которых стала ячейка типа F — небольшая квартира на одного или двух человек, устроенная в нескольких уровнях. Один коридор в доме обслуживал три этажа, помещения были разделены на две части — с низкими и высокими потолками, высота которых достигала 2,25 м и 3,5 м. С высокими потолками делались общие комнаты-гостиные, с низкими — санузлы, кухни и спальни. Двери из коридоров в квартиры располагались попарно: одна — вниз, а другая — вверх, прихожие были устроены на одном уровне, гостиные и лестницы друг над другом, а спальни — одна под коридором, другая над ним. Площадь ячейки F составляла 33–34 кв. м, но за счет многоярусной компоновки кубатура соответствовала квартире в 1,5 раза большей. Сквозное проветривание помещения обеспечивалось за счет расположения ячейки на обе стороны здания, а отличное освещение — за счет горизонтальных ленточных окон. Один из пионеров железобетона, инженер Прохоров, разработал уникальную конструкцию здания с применением множества экспериментальных материалов.
Железобетонный каркас и несущие стены из блоков находятся внутри здания, там же размещены водостоки и вентиляционные вытяжки, хотя снаружи видны только легкие стены и ленточные окна со сдвижными рамами.
Садовая-Кудринская ул., д. 5
На Садовом кольце, рядом с Московским зоопарком, можно увидеть блестящий купол необычной параболической формы. Это Московский планетарий, здание для которого построено в 1927–1928 годах по проекту архитекторов М.О. Барща и М.И. Синявского, конструкторов А.К. Говве и П.Я. Смирнова. Это первое сооружение подобного рода в СССР, хотя в межвоенный период такие строились во многих странах Европы и Америки. Пионерами здесь стали немцы, именно их проектор знаменитой фирмы «Карл Цейс» был специально изготовлен для Москвы. Молодые архитекторы — выпускники Вхутемаса спроектировали эффектное здание, покрытое параболическим куполом диаметром 28 м. Выдающийся образец инженерной мысли — тончайшая сетчатая железобетонная скорлупа толщиной всего 12 см внизу и 6 см наверху. Под уникальной оболочкой находится второй, внутренний слой из металлического каркаса, удерживающего поверхность для демонстрации проекции звездного неба.
Снаружи здание выглядит вполне прагматично: глухие поверхности купола, закругленные лестничные башни сочетаются с ленточным остеклением, металлическими парапетами террас и эффектным карнизом над входом. Журнал «Современная архитектура» писал: «Планетарий — это один из самых сложных и удивительных приборов современности. Грубо говоря, это система большого числа (119) проекционных фонарей, из которых каждый находится в самостоятельном движении и проектирует отдельно планету или группу звезд на белый экран-полусферу, перекрывающую зрительный зал, что при полной темноте дает совершенное впечатление небесного свода с движущимися по нему планетами, солнцем, луной и другими светилами». В 2000-х годах планетарий выдержал реконструкцию — его подняли на 6 м, чтобы разместить ряд новых помещений, а также полностью переделали покрытие. Заменили и раритетный немецкий проекционный аппарат на современный цифровой.