А в 1976 году в особняке разместился единственный в России герценовский музей, постепенно, год за годом, сосредоточивший в своих стенах огромное наследие писателя.
Этот особняк как во времена Герцена, так и в XX веке собирал многих известных литераторов, актеров и художников. В 40-е годы XIX века здесь бывали Петр Чаадаев, Тимофей Грановский, Николай Огарев, Иван Тургенев, а в советские времена — Булат Окуджава, Натан Эйдельман, Юрий Давыдов, Фазиль Искандер, Олег Чухонцев, Давид Самойлов. Анатолий Рыбаков здесь впервые читал «Детей Арбата» — за три года до официальной публикации.
Музей включает в себя усадебный дом, двор и пристройку. Особенно любопытна мультимедийная экспозиция, посвященная жизни писателя в эмиграции, она создана в пристройке дома после недавно проведенной реставрации музея.
Родословная рода Герцена
Изучением генеалогии активно занимался праправнук А.И. Герцена — гражданин США Майкл Герцен. Не так давно он прислал в подарок музею генеалогическое древо рода Герцена, на основе которого и была создана родословная.
По отцовской линии род происходит от Андрея Кобылы (как и Романовы, они приходились родней первой жене Ивана Грозного Анастасии Романовне).
В XVII–XVIII веках в роду Яковлевых были и дворовый воевода, и дьяк Большой казны и Поместного приказа, и докладчик при императрице Екатерине I, и генерал-поручик и член военной коллегии, и президент юстиц-коллегии, и обер-прокурор Священного синода.
Рядом с генеалогическим древом можно увидеть герб отца писателя — Ивана Яковлева. Он был в близком родстве и с Шереметевыми, и с Сухово-Кобылиными. На гербе изображена золотая корона, два серебряных креста и щит, который держат два льва. Под щитом надпись «Бог, честь и слава».
Портрет А.И. Герцена работы его дочери Натальи Герцен
Наталья — старшая дочь Герцена. Всего в семье писателя было одиннадцать детей. От первой жены Натальи Александровны до зрелого возраста дожили всего трое: Саша, старший сын Герцена, врач, известный ученый-физиолог, Наталья (Тата, как ее называли дома), старшая дочь Герцена, самая красивая, самая талантливая из его детей, серьезно занималась живописью. Замуж она так и не вышла, посвятив себя семье, сестрам, племянникам. После смерти отца она стала хранительницей семейного архива, посвятила себя собиранию и популяризации наследия Герцена. И Ольга Герцен, которая родилась за два года до смерти матери, ее воспитывала немецкая писательница и переводчица Мальвида Мейзенбуг, близкий друг семьи. Ольга вышла замуж за французского историка Габриеля Моно. К дню их свадьбы Фридрих Ницше написал и подарил им ноты музыкальной пьесы в четыре руки (великий философ в то время увлекался музицированием и композицией).
Печальна судьба Лизы — дочери писателя от второго брака с Натальей Алексеевной Тучковой-Огаревой (бывшей женой Николая Огарева), с которой Герцен стал жить в гражданском браке с 1857 года, спустя пять лет после смерти первой жены. Обвенчались они только в 1869 году. Лиза долгое время не знала, что она дочь Герцена, была уверена, что ее отцом является Николай Огарев. В 17 лет она влюбилась в 44-летнего французского ученого Шарля Летурно и покончила жизнь самоубийством из-за неразделенной любви во Флоренции в декабре 1875 года. Об этом случае написал Достоевский в очерке «Два самоубийства».
Личный стаканчик писателя с надписью «Шушка»
Чудом сохранившийся детский стаканчик Герцена с растительным узором и выгравированной надписью «Шушка», как называли Сашу Герцена в детстве.
Статья Герцена «Гофман»
Это первое опубликованное литературное сочинение писателя было напечатано в журнале «Телескоп» за 1836 год.
Письмо Н.А. Захарьиной Герцену
Наталья Александровна Захарьина была незаконной дочерью дяди Герцена, воспитывавшейся у тетки, своевольной и властной Марии Алексеевны Хованской (урожденной Яковлевой). Первое письмо Герцену Наташа написала перед его отправкой в ссылку. Родственники не давали согласия на ее брак с «бунтовщиком», тогда в 1838 году Герцен дважды приезжает из Владимира в Москву, куда ему запрещен въезд, увозит невесту и венчается тайно.
Фрагмент экспозиции, посвященный Наталье Александровне Герцен
В небольшой комнатке в конце анфилады выставлено несколько предметов, принадлежавших первой жене Герцена: Новый Завет, ее кошелек, а также акварель Ж. Массе 1852 года, изображающая Наталью Александровну в гробу.
В эмиграции в Париже она влюбилась в друга Герцена — поэта Георга Гервега. «...Неудовлетворенность, что-то оставшееся незанятым, заброшенным искало иной симпатии и нашло ее в дружбе с Гервегом», — сказала Наталья Александровна мужу. В Ницце Герцен с женой и Гервег со своей женой Эммой жили в одном доме. Затем Герцен потребовал отъезда Гервегов из Ниццы, а Гервег шантажировал Герцена угрозой самоубийства. Гервеги все же уехали, но немецкий поэт распустил слух, что Герцен подверг жену «моральному принуждению» и воспрепятствовал ее соединению с любовником. А на самом деле Герцен и Наталья на некоторое время даже расстались — им требовалось время, чтобы все осознать, пережить и решить, как быть дальше. Наталья Александровна сознательно все обдумала и осталась с Герценом — недостойное поведение Гервега сорвало с него весь романтический флер. Позже в «Былом и думах» Герцен напишет: «Любовь каким-то чудом пережила удар, который должен был ее разрушить».
В 1852 году жена Герцена родила сына Владимира и через два дня умерла, сын тоже вскоре умер.
Телеграмма, которую Александр Герцен отправил своему сыну незадолго до смерти
Портрет А.И. Герцена с сыном Александром
Художник неизвестен, но время создания портрета — во время пребывания Герцена с семьей в Петербурге между двумя ссылками в 1840 году — делает возможным авторство Александра Витберга, которого также в это время освободили от ссылки. В те времена в России было не принято рисовать маленьких детей на руках у отца, эта картина — исключение из правил.
Прижизненное издание «Сороки-воровки»
Именно в этом доме знаменитый актер Малого театра Михаил Щепкин рассказывает историю «Сороки-воровки» — зарисовку о судьбе русской крепостной актрисы. На основе рассказа основоположника русской актерской школы Герцен пишет одноименную повесть.
Рядом на стене портрет Щепкина в роли Репейкина из водевиля «Хлопотун». Это автолитография, сделанная художником Н.В. Барановым в 1826 году.
Кстати, Щепкин был «первый сколько-нибудь близкий человек из дома, с которым я увидался в Лондоне», скажет Герцен спустя несколько лет, будучи уже в эмиграции.
Мартиролог
Перед отъездом за границу Герцен пишет статью, в которой приведен своеобразный «мартиролог» русской литературы: «Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель — всех их толкает в могилу неумолимый рок.
Рылеев повешен Николаем.
Пушкин убит на дуэли, тридцати восьми лет.
Грибоедов предательски убит в Тегеране.
Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе.
Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет.
Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет.
Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой.
Полежаев умер в военном госпитале после восьми лет принудительной солдатской службы на Кавказе.
Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки.
Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги...
«Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!» — говорит Писание. Но русскому народу нечего бояться, ибо ничем уже не ухудшить несчастной его судьбы».
Канделябры
По легенде, были куплены Герценом, когда он ожидал в гости Чаадаева и Боборыкина.
Удивительная деталь, характеризующая эпоху 40-х годов: друзья упрекали Герцена за ненужную роскошь (подсвечники куплены после получения наследства отца). А на сторонний взгляд — очень скромное украшение для большого особняка.
«Апофеоз «Полярной звезды» и «Колокола»
Знаменитая картина «Апофеоз «Полярной звезды» и «Колокола» была создана группой русских художников под руководством академика Боголюбова (внука А. Радищева) и подарена Герцену в 1860 году. На темном фоне — звонящий колокол в окружении аллегорических фигур. По его поверхности три ряда надписей, уловивших общественное звучание газеты, стиль и качество публицистики Герцена: «Гласность. Правда. Талант»; «Философия. Благородство и твердость. Любовь и смелость. Острота. Беспристрастие. Деятельность. Желчь. Поэзия и ирония. Самобытность. Самоотвержение»; «Для спасения родной России, слит в Лондоне в 1/2 XIX века. Свобода русского слова».
Свободное слово Герцена
Огромная тумба в углу заклеена множеством «афиш», на каждой высказывания писателя:
— Я нигде не вижу свободных людей и я кричу «Стой!» — начнем с того, чтобы освободить самих себя.
— Мы вовсе не врачи — мы боль, что выйдет из нашего кряхтения и стона, мы не знаем — но боль заявлена.
— Любите свободу даже с ее неудобствами.
— Наша сила — в силе мысли, в силе правды, в силе слова.
— В себе самом человек должен уважать свою свободу, чтить ее не менее, как в ближнем, как в целом народе.
— Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри… народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы.
— Я друг республики, я друг демократии, но гораздо более друг свободы, независимости и развития. Если мне возразят: «Да может ли быть свобода и независимость вне республики и демократии?», я отвечу, что и с ними они не могут быть, если народ не дорос до них».
И здесь же телеграмма о смерти Герцена. Писатель говорил: «Моя жизнь прошла между Воробьевыми горами и Примроз-Гилем» (предместье Лондона). Однако похоронен писатель в Ницце согласно его завещанию: «Похоронить в виду Средиземного моря, где было кораблекрушение, где похоронена первая жена, дети».
О музее рассказали заведующая Домом-музеем Герцена Ирэна Желвакова и научный сотрудник Светлана Головко
Музей
Пер. Сивцев Вражек, д. 27
Время работы: вт., ср., пт., сб., вс. — с 11.00 до 18.00, чт. — с 14.00 до 20.00.