Отец и дядя Николая Стахеева были богатыми купцами, основавшими несколько торговых домов. Был у них и собственный речной флот, перевозивший не только товары и продовольствие, но и нефтепродукты.
Отец, Дмитрий Иванович Стахеев, долгое время бывший к тому же и городским головой Елабуги, отказывался получать за свою должность жалованье и тратил всю зарплату на нужды города. Занимались Стахеевы и благотворительностью: открывали школы и приюты, строили монастыри и церкви.
Получив в наследство от отца налаженное дело и большой капитал, Николай Стахеев умножил его, к торговле продовольствием добавив разработку золотоносных и нефтяных месторождений. Переехав в Москву, Николай Стахеев вдобавок занялся и недвижимостью: скупал особняки, строил доходные дома (среди них и дом на Мясницкой, 6, с книжным магазином). В 1890-х годах приобрел он и участок на Новой Басманной, которую после пожара 1812 года активно застраивали купцы. На нем архитектор Михаил Бугровский в 1898-1899 годах выстроил особняк, обошедшийся в миллион рублей — огромные по тем временам деньги.
Центральный дом детей железнодорожников
cddg.su
Новая Басманная ул., д. 14, стр. 1
Послереволюционную судьбу особняка описывает литературная легенда, связывающая Николая Стахеева с Ипполитом Воробьяниновым из «Двенадцати стульев». Якобы в 1918 году, когда все его имущество было национализировано, Стахеев вернулся в Москву за спрятанными в доме сокровищами, но по пути был арестован дружинниками. В результате заключенной с Дзержинским договоренности Стахеев передал спрятанные драгоценности, получив взамен свободу и пожизненную пенсию. На эти деньги и был построен фигурирующий в романе Дом культуры железнодорожников на Каланчевской площади. А в бывшем стахеевском особняке сначала находился клуб железнодорожников, а с 1940 года — Центральный дом детей железнодорожников, и поныне располагающийся в части особняка.
Фонтан
Стоящий перед домом фонтан имеет название — «Богиня ночи». Фонтан в виде женской фигуры, держащей на голове светильник, был изготовлен в Париже в конце XIX века.
Неогрек
Стиль особняка определяют как неогреческий (или коротко — неогрек), вошедший в европейскую (и российскую) моду во второй половине XIX века и к началу XX века сменившийся стилем модерн.
Пилястры
Фасад особняка украшен пилястрами ионического ордера.
Окна
Прямоугольные окна обрамлены пилястрами с лежащими на них треугольными фронтонами. Между окон сделаны ниши, в которых спрятаны светильники.
Скульптура
Перед высоким окном зимнего сада установлена скульптура, также отлитая во Франции в конце XIX века.