— Пока вы не начали задавать мне вопросы, сразу попрошу не называть меня главным художником города. Этот ответственный пост занимал Игорь Воскресенский. Моя новая должность звучит как «заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы». Звание главного художника надо заслужить.
— Хорошо, тогда поясните, пожалуйста, что вам поручено сделать с городом: раскрасить его новыми красками, изменить архитектурный стиль, украсить цветами?
— Если коротко, моя задача — формировать внешний архитектурный облик города, корректировать, улучшать его. Для этого мы создаем правила — нормативную базу. В соответствии с этими правилами должен быть установлен четкий порядок и колористического оформления фасадов, и архитектурного стиля, и цветочного оформления, тогда у нас не появится ничего, что портило бы внешний облик столицы.
— Какая Москва досталась команде Москомархитектуры? Как можно описать современную столицу с позиции художника: каких цветов не хватает, а каких, возможно, надо избегать?
— Нет плохих цветов — есть плохие сочетания. В Москве очень богатая цветовая гамма, особенно в исторической части города. Каждый стиль диктовал новую колористику. К примеру, когда в город пришел классицизм — преобладала охристая гамма. Модерн привнес разные оттенки пастельной гаммы: серый, жемчужно-розовый, грязно-фиолетовый. Советское время, конструктивизм, выражение функций в форме — и в городе преобладали бетон, грубые штукатурки.
Сталинский ампир добавил в детали фасадов терракоты, лазурита. В эпоху индустриализации утратился эффект индивидуальности, эстетика фасада стала вторичной. При Хрущеве людей стали переселять из коммуналок в пятиэтажки, не задумываясь о цветовой гамме или лепнине. Важно было обеспечить москвичей отдельными квартирами. В конце ХХ века многоэтажными коробками застраивались спальные районы.
В итоге теперь мы очень хорошо понимаем, что жилье должно быть не только доступным, но и достойным. Поэтому повторюсь, что плохих цветов нет, важно создать комфортную среду, чтобы сочетались и стили, и цвета. Вот этим мы и займемся.
Проблема в том, что в России все разбираются в футболе, в медицине и в художественном оформлении
— А можно сравнить цвета города с женским гардеробом? У вас какие любимые цвета?
— Я не выделяю какой-то определенный цвет. И если уж речь пошла о гардеробе, то у меня и одежда, и аксессуары разных цветов и оттенков. Я всегда стараюсь подобрать украшения, они очень важны. У меня есть и ярко-красные бусы, и черный строгий костюм. Найдутся и серые оттенки в одежде. Я люблю и фиолетовый, и розовый, и зеленый. Вот оранжевого, пожалуй, нет. Впрочем, вспомнила: есть ярко-желтый жилет. Так и в городе: цветов много, важно сочетание. И ни в коем случае нельзя изымать из палитры какой-то один, к примеру, черный. Это неправильно.
— Как решить проблему с отсутствием стиля и вкуса у тех, кто занимается оформлением витрин, улиц?
— Проблема в том, что в России все разбираются в футболе, в медицине и в художественном оформлении. Все уверены, что лучше всех знают, какие цвета сочетаются, какие стили выглядят наиболее выигрышно. В итоге получается то, что получается.
Кстати, архитекторы, как и медики, учатся шесть лет. Это говорит о чем-то? Да, художника, как известно, может обидеть каждый. Но дурновкусие тоже существует. Именно поэтому мы и создаем нормативную базу, которая бы позволила говорить, какие критерии и требования мы выдвигаем при оформлении города.
— А как объяснить людям, что такое архитектурная композиция, что и как должно сочетаться?
— В понедельник и четверг — каждую неделю я веду прием граждан. И доходчиво объясняю, почему не надо портить облик дома или целого района. Вот пример: предприниматель решил у входа в свой офис поставить две колонны. Ну как же: колонны – это ведь красиво, стильно? Но они там не вписываются в общую картину двора. Объясняла ему, он не сразу, но понял и в итоге согласился. Все должно быть уместно.
— Как вы считаете, можно ли привить вкус чиновникам, принимающим решения, и жителям города, которые в нем живут? Как это сделать?
— Все наши коллеги в дружественных нам департаментах стараются улучшить город. Часто они сами обращаются к нам за советом. К примеру, коллеги из департаментов торговли, СМИ и рекламы, транспорта, капитального ремонта, жилищно-комунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Мы регулярно отправляем им свои предложения. И — спасибо им — всё чаще они к нам прислушиваются. Диапазон того, что делается в городе, большой. Вспомните, ведь не так давно во двор вообще было невозможно войти, негде было погулять с детьми. А теперь в трети дворов — площадки с резиновым покрытием. Во дворах появилось освещение, теперь много света, не страшно идти вечером. Сейчас обсуждаем вопрос о подсветке Садового кольца и ТТК. Конечно, еще много всего предстоит улучшить и создать нового, но мы шагнули на другой уровень восприятия городской среды.
— Надо ли стремиться к созданию единого стиля, или каждый район должен выглядеть по-своему? Если так, то какими должны быть стили районов?
— Хорошо или нет иметь единый стиль района, города? Я уверена, что в этом нет смысла. Чем разнообразнее городская среда, тем лучше. Просто надо понимать, где и как употреблять конкретную архитектурную форму. Это персональное качество каждого архитектора и художника — тактичное отношение к тому, где ты работаешь, что ты создаешь.
Один из на представителей голландской делегации несколько лет назад написал в статье, что «в Москве — цветочная диарея». Чтобы ее не было, цветы должны быть к месту и по делу
— Цветочное оформление столицы сильно отстает по качеству от оформления европейских городов? Если да, почему так происходит?
— Цветочное оформление — тема, которая может формировать образ города. У Москвы есть хороший опыт общения с этой темой. Проходили фестивали цветников — на ВДНХ, в Кузьминках, Лужниках, в парке Москворецкий. Там участвовали и префектуры, и профильные организации. В Воронцовском парке был потрясающей фестиваль цветников, посвященный Году семьи и детства. Это была настоящая сказка для детей, можно было приходить и гулять всей семьей. Вот тебе Винни-пух, вот Нильс с дикими гусями. Цветочную тему нужно было бы вынести как фишку Москвы. Приглашать участников из разных городов и стран, превратить такие фестивали в медийные культурные мероприятия. Сергей Капков провел подобный цветочный фестиваль в 2012 году Парке Горького. Это очень здорово, надо продолжать этим заниматься. Поймите, мы не просто сажаем цветник ради цветника. Необходимо разработать сценографию пространства. Но если во всем городе ее сложно реализовать, то на каких-то отдельных площадках это будет уместно и красиво. От таких проектов не стоит отказываться.
— Отдельные площадки с фестивалями цветов – чудесно. А как быть с клумбами, которые нередко не украшают, а уродуют город? К примеру, выложенные из цветов названия районов или возраст Москвы?
— Да, бывает ужасно. Для того чтобы соблюсти геометрию цветника, надо подбирать соответствующий ассортимент: ведь есть вертикально стоящие цветы, есть стелющиеся, есть те, которые формируют валик — это я вам учебник по дендрологии цитирую. Просто цветники нужны в определенных местах, высаженные с учетом всех необходимых условий. Это зависит от профессионализма тех, кто их оформляет.
Несколько лет назад в Москве был просто цветочный бум. Москва пыталась равняться на Питер, где уже в то время начал действовать ландшафтный сценарий, где цветникам была отведена особая роль. Так вот стремление достичь определенного количественного уровня цветников в Москве произвела на представителей голландской делегации неоднозначное впечатление, когда кто-то из гостей написал в статье, что «в Москве — цветочная диарея». Вот чтобы ее не было, не надо много цветов. Надо к месту и по делу.
— Ваше любимое место в Москве, где ничто не раздражает глаз художника?
— Придите на Театральную площадь. Посмотрите вокруг. Видны гостиницы «Националь» и «Москва», Большой и Малый театры, здание ЦУМа, все на своем месте и все создает ансамбль. Идеально.
— Как научить горожан видеть красоту?
— У Кевина Линча в «Образе города» очень хорошо написано о жителях. Красота — она, в том числе, и в культуре поведения. Когда заклеивают объявлениями остановки, делают надписи на асфальте, кидают мусор на газоны, красоту не видно. Столица может быть и красивой, и комфортной для жизни. Надо поддерживать порядок, любить свой город. И почаще смотреть не под ноги, а на то, что вокруг.
Татьяна Гук родилась в 1975 году в Орле. В 1998 году окончила МАРХИ по специальности «архитектор». С 1994 по 1999 год работала архитектором в мастерской архитектора Бавыкина. В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию, кандидат архитектуры. Преподает в Гуманитарно-прикладном институте Московского энергетического института. В Москомархитектуре с 2011 года занимала должность заместителя начальника управления ландшафтной архитектуры, комплексного благоустройства и дизайна городской среды.