В ноябре 2012 года Департамент транспорта Москвы совместно с «Городскими проектами» блогеров Ильи Варламова и Максима Каца объявил конкурс на разработку новой карты столичного метрополитена. Прием работ уже завершен. До конца недели конкурсная комиссия определит финалистов. Победителя выберут интернет-пользователи открытым голосованием, которое стартует 11 января на сайте «Городских проектов» и завершится через неделю. Автор-победитель должен будет доработать свою схему с учетом пожеланий конкурсной комиссии и заключить договор с правительством Москвы. Уже в конце месяца, как планируют организаторы, в вагонах московского метро появится новая схема вместо нынешней, которая была разработана компанией «Автоселл» — рекламным оператором московской подземки.
В комиссию, которая отберет лучшие схемы метро для голосования, входят 7 человек. Среди них член Королевского Географического общества Великобритании Марк Овенден, один из авторов дизайна сервиса «Яндекс.Карты» Андрей Кармацкий и специалист по системам метро Роберт Швендел. На конкурс отправлено более 30 схем. Несколько работ прислали иностранные дизайнеры. Помимо прочих свои варианты новой карты подземки представили дизайнеры РИА Новости Василий Шихачевский и Антон Мизинов.
Василий Шихачевский, дизайнер Центра инфографики РИА Новости:
Хороший дизайн — это поиск баланса между формой и смыслом. Такого, чтобы конечному потребителю было комфортно. Хорошая схема метро должна быть комфортна. В подобном объекте дизайна переплетается множество смыслов. Их проработка напрямую конфликтует с проработкой формальных элементов. Например, невозможно нарисовать математически равномерную схему, сохранив точную географическую привязку. В дизайне хорошей долговечной схемы должен присутствовать осмысленный компромисс.
Но при этом схема должна подчиняться неким внутренним законам. Если пользователь считывает одну часть схемы по каким-то правилам, он должен иметь возможность считать и другую часть по этим же правилам. Например, на многих существующих схемах пересадочные узлы кольцевой ветки расположены типологически корректно относительно центра города. Но при этом для пересадочных узлов внутри кольцевой это правило не соблюдается. Это сбивает. Надо говорить везде правду, или везде врать. Делать и то и другое одновременно нельзя.
Нынешнюю схему слишком долго пытались сохранить в ее каноническом виде. С круглой кольцевой веткой и определенными геометрическими решениями основных веток, которые были нарисованы с точки зрения правильности формы, но с жертвами в области топологии. Появлялись новые станции, ветки, названия, и сейчас то старое каноническое решение со своими топологическими компромиссами просто не может вместить новую информацию. Единственное верное решение, на мой взгляд, — уход от формальных стереотипов и переход к такой форме, которая позволит вмещать в себя новые элементы.
Главное наше решение — уход от круга. Схема стала существенно более привязанной к географии Москвы. Стала менее абстрактной. Хотя, я должен признать, что сейчас наш вариант кажется менее привычным для людей.
Посмотреть проект схемы в большом размере
Антон Мизинов, дизайнер дизайн-центра РИА Новости:
В принципе, меня устраивала предыдущая схема метро. Она была не идеальна, и мне хотелось ее немного скорректировать, исправить недостатки. Не вносить принципиальных изменений, где-то убрать, где-то добавить. Думаю, что большинство людей не готово к радикальным изменениям.
В моей схеме Кольцо восьмиугольное, но остается правильной формы. Я понимаю, что с точки зрения функциональности от окружности имеет смысл отказаться, но такие радикальные реформы могут вызвать резкое отторжение у пассажиров. Одним из трендов в проектировании схем метро сегодня является географичность. Я попытался в основном привязать свою схему к реальной карте метро, с которой и начинал свою работу. Также решить проблему быстрого поиска на карте какой-либо станции по названию. В принципе, можно было проиндексировать станции. Но московское метро развивается не только на периферии, но и в центре, появляются новые станции и ветки. Поэтому индексацию вводить нельзя, она будет сбиваться. С сеткой станцию найти легко, если ты знаешь ее название.