7263
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
7690
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
4589
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
1951
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
3116
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
2801
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2181
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1688
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
4246
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
3913
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
2950
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
3398
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2507
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2118
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
1916
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
1890
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
1848
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1673
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1669
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
2145
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
1930
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1660
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1511
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2159
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2058
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1705
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1715
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1799
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1774
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1693
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1750
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
2614
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2043
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2008
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1814
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
15:12 24/11/2012 Иоланта Качаева 0 12

Не нравится город — переезжайте в сельскую местность

Главный архитектор столицы рассказал москвичам о своих сверхидеях, модульных храмах и желто-зеленых бордюрах

Александр Уткин

Выставка называется «Города для людей». Мы — те самые люди. Конкретно наша инициативная группа в 2012 году провела два митинга. На каждом было более тысячи человек. Мы хотим парк на Ходынском поле.  И мы против строительства там торгового  центра.

Я сам живу на Ходынском поле. Недавно мы с Сергеем Собяниным рассматривали вопрос Ходынки. Там будет парк, мэр такое решение принял.

Да, что-то там будет строиться. Это наследие предыдущих властей города. У нас действуют законы, и они не позволяют какие-то вещи отзывать безвозвратно. Но я отношусь  к этому прагматично, потому что на Ходынке большой кусок городской территории.

Надо понимать, что город это не статичный организм, он развивается. И люди, живущие в городе, должны быть готовы к тому, что что-то вокруг них меняется и строится. Операции с недвижимостью — основной драйвер развития экономики любого крупного города — Нью-Йорка, Лондона, Парижа. Мы здесь не исключение. Не нравится — мы можем переехать жить в сельскую местность. Там ничего не меняется много лет.

Вопрос о «муниципальном» дизайне дворов. Во-первых, когда нас избавят от желто-зеленых заборов и бордюров? Во-вторых, будет ли какой-то архитектурный совет, который решит, как будут выглядеть дворы, потому что сейчас есть ощущение, что все делается как-то по наитию?

Безусловно, и желто-зеленые заборы, и муниципальное оформление это все вызывает сложности. Сейчас проблема не только не во всегда правильном управлении этим процессом. Есть большая проблема в людях, которые могут этим заниматься. Найти сегодня  графиков, архитекторов, кто готов делиться своими идеями и работать физически — их найти не так просто, как кажется.

Предложения по вопросам дворов мы будем обсуждать с Петром Бирюковым (заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства «МН»), готовим пакет предложений. В него  также входят детские площадки абсолютно другого формата, как «пилоты» будем их делать.

Выставку «Города для людей» совместно с музеем архитектуры им. Щусева организовали блогер Илья Варламов и депутат муниципального собрания района Щукино Максим Кац. Они провели собственные исследования проблем городской среды в Москве, посмотрели, как схожие вопросы решаются в европейских столицах и представили отчет о проделанной работе в виде выставки. 

Москомархитектура сегодня стала сильно-сильно доступнее для диалога, дискуссий 

«Давайте закрасим желтый и зеленый» — не так строится наша работа. Мы предлагаем концептуальный подход. Ведь это вопрос сложный: что-то было сделано не там, на что-то деньги уже потрачены. Природа появления желто-зеленых заборов, почему они такие — каждый элемент требует изучения.

Я тоже могу сказать, что они (заборы и бордюры   «МН») мне не очень нравятся. Мы и до них дойдем. В какой именно момент мы приступим к этому — пока сказать не готов.

Что касается советов, есть и были разные органы. Будем формировать художественный  совет при главном художнике, архитектурный совет при главном архитекторе, общественный совет при мэрии. Он начнет собираться на следующий год. Называть конкретных имен не буду. В совете необходима ротация, примерно раз в год, чтобы разные люди могли заниматься городом, и в этот совет попасть.

Москомархитектура сегодня стала сильно-сильно доступнее для диалога, дискуссий. Мы занимаемся обновлением кадрового состава. Люди, которых мы рассматриваем на различные посты, они заметно моложе, заметно иного формата.

Выставка «Города для людей» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

  

Вы сказали, что есть дефицит кадров —  архитекторов. А куда уходят все сотни выпускников ежегодно — из МАРХИ и других профильных вузов?

Это вопрос, которым я тоже сейчас активно занимаюсь. Стараюсь со всех сторон на эту тему влиять. Существует четко выраженная сегрегация, барьер, нет профессионального лифта сегодня. Вижу одной из своих задач — создание таких лифтов, чтобы молодежь попадала на рынок.

Огромное число людей уплывало  в большие институты. А там засилье людей в возрасте, которые накручивают себе барьер против любой конкуренции. Конечно же, не надо действовать так: «давайте всех выкинем и возьмем новых». Должен существовать сплав опыта, молодости и энергии — над этим нужно работать.

Молодые ребята должны сами быть активными, присылать свои портфолио. Будем настойчиво, чтобы те, чьи идеи окажутся наиболее интересными, делали совместные вещи с крупными проектными институтами. 

Поверьте, серьезное желание властей делать так, чтобы людям нравилось, присутствует

Как в Москве принимаются решения – централизованно или на уровне муниципалитетов?

Москве не достает регуляции единого планирования. Многое из запланированного не  выполнено по причинам как бы благим. Выясняется, что где-то жители на месте против стройки, а процедуры (согласования с жителями «МН») у нас очень демократичные. Я считаю, слишком демократичные. Сейчас дискуссия ведется по стратегическим вопросам не в том формате, в котором должна вестись. Мы можем говорить  о конкретных плюсах или минусах какого-то решения. Но если решение принято, надо понимать, что оно для города нужно.

Что касается работы  с инициативными группами, то мы создали электронный адрес idei.mka@gmail.com Если есть идеи, энергия и желание оформлять их в какой-то конструктив внятно описанный и рассказанный, я готов эти предложения анализировать, смотреть, тратить на них время, представлять властям.

Поверьте, серьезное желание властей делать так, чтобы людям нравилось, присутствует. Не всегда, к сожалению, технически это получается. Или бывают услышаны одни, но не услышаны другие. Это издержки. Не всегда решения поступают правильные, их ведь тоже живые люди готовят. Но мэр старается принимать решения, которые городу полезны. Да, не вся работа делается идеально. Но если каждый посмотрит критически на свою личную работу как он в жизни работает, то наверное, не все идеально.

Что вы думаете о судьбе площадей возле Белорусского и Павелецкого  вокзалов?

Когда эти площади приведут в порядок, я  точно не знаю. Но площади останутся,  там не будет построено зданий.

Я за упорядочение  структуры застройки. Считаю, что центр — хотя будет много критики по этому поводу у нас застроен достаточно рыхло. Дома стоят не организованно. Например, та же Пушкинская площадь. Она была в свое время более организованной городской структурной единицей, чем сейчас. Но если поднять вопрос: давайте снесем кинотеатр «Россия», построим с одной стороны сквер, с другой стороны сквер, перенесем Пушкина на прежнее место, сделаем исторически эту площадь площадью, а не провалом в застройке Тверской улицы, я думаю, что реакция на это предложение будет неоднозначная. Найдутся не только поклонники решения проекта, но и много противников. Раз в центре начали что-то строить, значит враги.

Я  сам очень верующий человек, православный. Но эта программа строительства храмов — вещь странная 

О программе строительства модульных храмов: должны ли они быть модульными? Нужно ли их строить при неочевидной потребности и должны ли страдать особо охраняемые природные территории, где расположена большая часть этих храмов?

Я хочу провести встречу с представителем РПЦ — сколько этих храмов, чем была мотивирована эта программа. Я не очень понимаю их природу, к сожалению.

Россия многоконфессиональная страна.  Я  сам очень верующий человек, православный. Но эта программа строительства храмов — вещь странная. Мне кажется, это должен быть процесс более естественный, отвечающий на потребности. И почему это происходит в угоду одной конкретной конфессии? Внедрение в природную территорию — опять же, насколько эти мотивировано? Попытаюсь понять.

Будет ли что-то меняться на ВДНХ?

По ВДНХ сейчас делается проект планировки. Будут изменения, но это не значит, что ВДНХ будет весь переделан и застроен. Для меня было удивительно, насколько ВДНХ посещаемое место  — до 300 тысяч человек в день в праздничные и выходные дни. Это очень много. В Парке Горького, к примеру, подобная статистика 200 тысяч человек.

Сейчас ведется аналитика, сколько ВДНХ может вообще принять людей. Там уже  сложившийся район, и экологически, и с точки зрения архитектурного наследия, и транспортного каркаса тоже. Там нет большого ресурса в развитии.

Наша цель — чтобы посещаемость была более ровной в разные дни, и безусловно, чтобы было удобно и красиво для людей.

Москвичи на встрече с главным архитектором столицы в рамках выставки «Города для людей»

Как вы относитесь к строительству и реконструкции вылетных магистралей, дорожно-транспортных узлов, связок?

С научной точки зрения — увеличивать сечение дорог не очень правильно. Правильнее развивать город сетью мелких капилляров. Это создает более ровную поверхность. Не появляется сегрегации, потому что застройка между гигантскими автомагистралями становится уже отдельным городом. Но с другой стороны, также очевидно, что развитие транспортной системы столицы должно происходить — Москва в этом нуждается.

И ресурс находится сейчас в расширении того, то что есть. Но положить сегодня магистраль и пройти  по существующей застройке — это болезненно, дорого и вызывает недовольство.

Я сторонник того, чтобы идти максимально в угоду экономически активной части населения

Все ваши предшественники на посту главного архитектора столицы руководствовались  своими сверхидеями. Какими идеями руководствуетесь вы?

Очень важная идея — сделать пространство для жизни. Одна из центральных идей нового Генплана столицы — сделать равномерно приятным пространство для человека в том месте, где он живет.

Другая часть сверхидеи при разумных средствах вливания в город, при меньших, чем могли себе позволить несколько лет назад, достигать хороших результатов в архитектуре. Неприятная черта предыдущей граддеятельности огромное количество инвестиций и такой тщедушный результат, с подражанием мухи слону постоянно.

Вы сказали, что будете стремиться создавать жилые пространства более удобными для людей, но приводите в качестве примеров некоторые западные объекты, при строительстве которых учитывались интересы исключительно бизнеса, а не различных социальных групп.  Получается, что план Москвы не  будет учитывать интересы обычных людей?

О чем бы мы ни говорили, мы всегда говорим о деньгах. Нравится или не нравится, но есть определенная прагматика во всем. Если экономика не успешна, и проекты городские не способствуют развитию экономики города, то от этого плохо всем. Я честно говорю, что в силу возраста или взглядов я сторонник того, чтобы идти максимально в угоду экономически активной части населения.

Что происходит с Воробьевыми горами? Их собирались присоединять к Парку Горького. И что вообще происходит в городе с природными территориями?

Парк Горького будет развиваться дальше. Был проведен конкурс, я был там в жюри. И территория Парка Горького, и Нескучный сад — будут охвачены этими процессами. И я думаю, в итоге все будет здорово.

Я сторонник того, чтобы зеленые территории были доступными для человека. Я не считаю, что город это место для выращивания диких зверей и  редких насекомых. Городские территории должны быть парковыми, а не лесными. В России лесов много, а хорошей архитектуры, домов мало. Парки должны быть сделаны так, чтобы в них можно было кататься на велосипедах, проводить время. Парк — это не дикая заросль, где гнездится какая-нибудь дикая утка.

Как вы относитесь к Москва-Сити?

Идея высотной части города с небоскребами повторять такой опыт в столице я бы не стал. Я считаю, сегодня в Москве надо поражать не  рекордными по высоте сооружениями, а  решениями другого характера, интересными  заметными постройками, проектами хорошо организованной среды.

Высотные башни — сама идея строительства их неплоха для города. Как она реализована — пока, скорее, все плохо, а не хорошо. Качество объективно низкое. За такие деньги можно было получить иной выхлоп от этого проекта заметно более интересную архитектуру, и чтобы транспорт там так не коллапсировал. Скорее, на сегодня минусов у этого проекта больше, чем плюсов.

Выставка «Города для людей» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

- Как вы относитесть к парковкам на тротуарах?

Единственно правильный подход - надо начинать с устранения халявы, того, что ты машину бросишь, где хочешь, и тебе за это ничего не будет. Сегодня не хватает гаражей   их не строят. А не строят потому, что легче бросить машину на улице.

Если сделать паркинг в городе, включая внутридворовые территории — платными, то поверьте мне, сразу начнут строиться гаражи, потому что люди не смогут бросать машины на улице. Люди будут тратить деньги за парковку. Вообще пользование машиной должно быть дорогим. И это позволит экономически активной части населения передвигаться по улицам. А все те, кто не готов платить, будут ездить на общественном транспорте. И это даст стимул развитию общественного транспорта. А все начинается с такой мелочи, как парковка на тротуаре.